№ 2 (23) 2002 г.
Александр Полянский
Где начиналась ЕВРОПА ?
Часть первая
С 1 января 2002 года народы Европейского Союза перешли на единую валюту, введя «ЕВРО» в обращение во всех двенадцати государствах. Шаг настолько значительный, что у большинства аналитиков не находится слов для его адекватного комментария. На нашей планете возникла новая «сверхдержава», которая давно заявила о себе, но окончательно состоялась только в начале XXI века на наших с вами глазах.
Долго шли европейцы к этому событию. Много на их пути было трудностей, так как на востоке от Бреста, как и за океаном, далеко не всех это событие радует (вспомните статью В.И. Ульянова «О лозунге Соединенных Штатов Европы»). Однако прогресс не остановить и мир стал ещё сложнее и ещё интересней. Но где же все-таки начиналась Европа? Где возникли ростки той интеллектуально-духовной традиции, которая привела нас всех к первым шагам в понимании законов УНИВЕРСУМА в Университетах и Институтах Кембриджа и Сорбонны, Кракова и Львова, Праги и Берлина, Рима и Афин, Харькова и Киева, Санкт-Петербурга и Москвы, Ростова и Таганрога? Когда и кто положил первый кирпичик в созидаемый европейцами «ДОМ»?
Вероятно, это было очень давно. Настолько давно, что многим данная тема кажется областью мифотворчества. Но давайте не торопиться с выводами, а зададимся простым вопросом - в каком городе мы живём? II какое имеет отношение Приазовье ко всем процессам в Западной и Центральной Европе. Действительно, что представляет собой Таганрог? И какое впечатление он производит при первом знакомстве? Это преимущественно двухэтажный центр города, тихие с особым южным колоритом улицы, на которых становится спокойно и грустно, а все наши «эпохальные» проекты смотрятся несколько в ином свете, особенно когда проходишь мимо «воссозданного» памятника императору России Александру I, ещё видимо не всеми оцененной исторической личности. Вообще Таганрог, как мудрая и древняя книга, раскрывается не сразу и не для каждого. И конечно, всё дело в людях.
Это и заведующая отделом музея, которая при поиске статистических справочников об имущественном состоянии таганрогского купечества, когда разговор коснулся роли армянской диаспоры, как-то само собой разумеющемся, - заметила, что в каждом армянине чувствуется глубина Великой Культуры, которая проявляется в представителях абсолютно всех профессий, не говоря уже об интеллигенции. Это и председатель греческого общества, увидевшая в своих произведениях мифологического эллинского бога «Пана» частью меотийских степей.
А действительно, что связывает Таганрог с греческой культурой? Ведь в городе есть и немецкие общества, и еврейские, и армянские. Какое место культуры греков в этом сплаве традиций и обычаев? Открываем архивную папку «Дело №8 Фонд 579» и читаем: «По сведениям греческого магистрата за 1806 год, в городе, население которого едва перевалило за 7 тысяч жителей, проживало купцов греческого происхождения - 1428; мещан - 191; дворян - 234; разночинцев - 345 чел.» (ГАРО Ф.579, ОП.1, Д.8.Л.Л.28).
Но ведь это значит, что вся городская жизнь зависит от магистрата, именуемого «греческим». Но когда же он появился ? В «Энциклопедии Таганрога», выпущенной под редакцией В.И. Тимошенко, в статье «Греки Таганрога» (А.А. Цымбал) находим, что «греческое купеческое управление функционировало в городе с 1781 года, и в этом же году была открыта православная греческая церковь Св. Константина и Елены, а с 1784 г. Греческое управление преобразовали в Греческий Магистрат».
Но почему только с 1781 года было учреждено Греческое купеческое управление? Ведь беженцы из Турции, Греции, Кипра, а также с островов Архипелага начали селиться в Таганроге с 1774 года, когда Екатерина Вторая своим Указом возродила Таганрог как военную крепость.
Приходилось действительно возрождать, так как под наблюдением турецких эмиссаров Россия была вынуждена в свое время не только разрушить в районе Таганрога крепость, но уничтожить все фундаменты крепости (!).
Получается, что до 1781 года группки эмигрантов так и не смогли возродить городскую жизнь. Но тогда что же произошло в 80-х годах ?
Произошло очень важное для России событие - вернулись в Приазовье народы Крыма. Их официально четырьмя партиями вывел генерал, князь Александр Аркадьевич Италийский, граф Суворов-Рымнинский в 1778 году, но осуществил общий для всех христиан Крыма молебен перед исходом и сопровождал самую большую партию переселенцев - 24 - Митрополит Готии и Кафы, местоблюститель престола Вселенского Патриарха в Крыму с 1771 года и прославленный Православной Церковью в 1998 году Святой Игнатий. Поэтому основание Мариуполя по Указу Азовского Губернатора от 24 марта 1780 года за № 1817 связывается с именем Святого Игнатия. Но ведь в это же время через год начинает работать и Греческое купеческое управление в Таганроге (!).
Автор Памятника Митрополиту Игнатию (соавтор В.К.Константинов), член Конгресса Федерации греческих обществ Украины, член Президиума Азовского Отделения Академии экономических наук и предпринимательской деятельности Лель Николаевич Кузьминков имеет десятки документов, свидетельствующих о том, что вышедшие из Крыма греки селились также и в Таганроге. Да и действительно Таганрог в Северном Приазовье в то время был единственной крепостью с разросшимися слободами. Поэтому и начало городской жизни в Таганроге с полным основанием можно связывать с возвращением в Приазовье народов Крыма и, в частности, греков. Поэтому в 2002 г. мы в Таганроге можем с полным правом отмечать 221 годовщину начала городской жизни и связывать это событие с личностью Святого Игнатия, обеспечившего возрождение городов Северного Приазовья и основание более 24 сёл. Но почему «возрождение»? Да потому, что эти места ещё в VII в. до н.э. были освоены колонистами из Милета, которые не только создали большой порт (на 300 м в море уходит покрытый щебнем мол напротив Солнечного пляжа и каменной лестницы), но и оставили нам с вами столько напоминаний о себе, что сегодня даже раскопки не пришлось делать, а просто собрали всё, что вынесло на берег море.
Окончание - в следующем номере.
№ 3 (24) 2002 г.
Александр Полянский
Где начиналась ЕВРОПА ?
Часть вторая
Начало – в № 2
Не просто в те времена жилось эллинам в наших местах (снег - «белые мухи» - для них были очень непривычны), но они создали и Боспорское и Понтийское царства и очень успешно противостояли кочевникам, находя неординарные решения самых сложных проблем. Так, в Боспорском царстве в 438 г. до н.э. правящая греческая династия Археанактидов передала власть Спартоку, выходцу из среды синдо-меотской знати, что, по-видимому, кардинально изменило ситуацию и от раскрывающейся черной дыры внутренней кровавой конфликтности дало возможность перейти к осуществлению эффективных новых форм поддержки торговли и земледелия. Не эту ли политику демонстративного подчинения осуществила Киевская Русь, когда уже в IX веке направила мечи норманов на решение вопросов заключения выгодных договоров с Византией, «пригласив их княжить»? А может быть и нам сегодня проявить аналогичное новаторство и инициировать работы по созданию вместе с ведущими научно-исследовательскими центрами Москвы и Санкт-Петербурга свободной экономической зоны, но уже в ИНТЕРНЕТе (идея доц. А.Г. Шинаева)? Кстати, это продолжит реализацию идей свободных экономических зон в Таганроге.
Если в IV в. до н.э. Приазово-Черноморский регион был основным поставщиком хлеба для Афин, то сегодня только один отдельно взятый Таганрог обладает значительным конкурентоспособным потенциалом, не говоря уже о всём Приазовье. А за счёт металла каких заводов держится внешнеэкономический баланс Украины? Конечно, Мариуполя. Интеллектуальный и промышленный потенциал Приазовья огромен. Необходимо только им правильно распорядиться. Это прекрасно понимал выдающийся учёный Европы (оценка научной общественности Украины и Польши), первый Президент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России, академик, профессор, д.э.н. Вадим Никитович Кириченко, сделавший всё возможное для создания Азовского Отделения АЭНПД (стипендия его имени является одной из самых престижных сегодня). Поэтому правильно было бы продолжить разработки по проекту Азовского Еврорегиона, объединяющего всё Приазовье, который действительно поможет решить целый комплекс социально-экономических проблем развития России.
Очень много было эффективных решений для сохранения достигнутого уровня развития в те вроде бы очень отдалённые времена. Не поддавалось Приазовье «великим экспроприаторам». Поэтому, когда в 339 г. до н.э. войска Филиппа Второго (отца Александра Великого) спустились с Балканских гор с целью покорить города-полисы Боспорского царства, то дорогу македонцам преградили скифы, а их вождь Аттей даже погиб в тяжёлой битве, что спасло цивилизацию вдоль побережья (определена Платона). Вообще в те времена в Приазовье римляне воспринимались как разновидность варваров и не без оснований Поэтому Царь Понта Митридат IV (Дионис) посылал против римлян в Грецию армию. И сегодня пройдитесь по самым известным музеям Парижа и Вены, Лондоне и Праги и вы увидите самые ценные экспозиции, даже не подлинники, а копии с произведений Великих Греков. Вероятно, и нам необходимо сделать свой вклад против тотального духовного одичания потребителей массовой культуры, реализуя программы по сохранению уникальной мозаики культур Приазовья. И кажется, что проводить аналогии через тысячелетия не совсем корректно. А почему? Ведь мы так же воспринимаем мир, как и народы Приазовья сотни и даже тысячи лет тому назад. Кстати (для любителей Карла Генриха Maркса), в своей докторской диссертации наш бывший основоположник писал, что «ничто не изменилось ни на небе, ни на земле» и «бесчисленное число раз к нам доходили те же знания». И нам приходится также находить нестандартные, честные и эффективные решения. Мир связали компьютерные сети, приоткрыты тайны ядра и т.д. и т.п., но мы так же восхищаемся Праксителем и Фидием, нам интересны мифы Древней Греции. Человек развил только одну грань своего интеллекта. Поэтому ощущение органической связи с древним эллинским городом, по окрестностям которого мы каждый день ходим - это ещё один неизведанный нами интеллектуально-духовный ресурс, использование которого может дать только положительные последствия. Итак, ответим на поставленный в самом начале статьи вопрос - так где же начиналась интеллектуально-духовная европейская традиция ? Конечно, в Греции и в Приазовье - и в нашем регионе, в частности. Поэтому сегодня почетный профессор Ягелонского Университета, член Нью-Йоркской Академии наук, проректор по научной работе Варшавского экономического колледжа, д.э.н. Влодзимир Каминский в своих работах относит Российскую Федерацию к Европе.
Поэтому и нам с вами в своем отношении к труду и учебе нужно соответствовать требованиям времени, заботясь о своем общем ДОМЕ
---------------------------------------------------------------------
Таганрогский государственный музей-заповедник
МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
ТАГАНРОГСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
ВЫПУСК II
Копылов В.П., Ларенок П.А.
ТАГАНРОГСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
(каталог случайных находок у каменной лестницы, г.Тагарног, сборы 1988-1994 гг.)
Издательство «Гефест»
1994
Источник: http://iescr-catholic.ucoz.de/publ/nekotorye_metodicheskie_podkhody_k_sokhraneniju_grecheskikh_dialektov_v_priazove_do_d |