«АЗОВСКИЙ МОРЯК» - 22 ДЕКАБРЯ 1999г.
Революционное созидание
Книга — это маленькая история нашего искусства.
К. МАЛЕВИЧ.
ВСЯ ЖИЗНЬ и творчество этих двух исключительно талантливых людей, как бы акцентирует внимание всех, кто знакомится с их произведениями на СОЗИДАТЕЛЬНОМ аспекте. И складывается впечатление, что все революционные мотивы XX века, как бы получили взвешенную трактовку в их творчестве.
Пройдя в буквальном и переносном смысле через пожарища конца второго, тысячелетия, в которых сгорело все малозначительное и мелкое, они вводят нас в эру духовности.
Их многогранный созидательный труд, как бы разрушает границы между искусством и жизнью, продолжая революционную традицию русского и европейского футуризма, но на принципиально новом высоком уровне художественной школы. Революция как бы составляет основу мироощущения и Лель Николаевича, и Валентина Константиновича, но революция созидания, революция инновационного мировосприятия и осознания основополагающих закономерностей развития культурных феноменов. Вот то, что заставляет творческую молодежь постоянно возвращаться к работам наших мариупольских «бунтарей», находя в их творчестве революционное новаторство Маринетти и Аполлинера.
Вы окажете, что это слишком смелое определение, но посмотрите на основные мозаичные работы Л. Н. Кузьминкова и В. К. Константинова. И вы не сможете не ощутить впечатления от прочтения интереснейшего и эмоционально насыщенного произведения (возникает после ознакомления с абсолютным большинством их монументальных работ).
Именно прочтения, т. к. себя лично ловил на ощущении читателя редкого и дорого фолианта, когда, в частности, рассматривал мозаику на нашем железнодорожном вокзале (для всех командировочных, вероятно, самое знакомое произведение).
И, вероятно, для каждого славянина исключительно важно ощутить себя читателем идей той или иной творческой индивидуальности при знакомстве даже с произведениями живописи. Когда это происходит со многими моими знакомыми, то у них остается ощущение приобретения и даже творческой удачи.
А истоки этого в том, что мы к Книге относимся, как к роднику Истины, Ведь приобщение к Евангельскому Слову молодой славянской нации происходило на. Руси через книги, которые привозили с собой греческие и болгарские миссионеры. И все мы, потомки новообращенных язычников, благоговеем перед СЛОВОМ, помещенным в Книгу. И хотя, после многовековой греческой миссионерской деятельности, Петр I пытался привить в России отношение к книге, как к источнику знаний без религиозной окраски, и это продолжила Екатерина II, но мы даже в Мариуполе ощущаем, что для большинства населения в отношении к книге перемены от реформ Петра еще на наступили.
И поэтому та работа, которую выпустил Лель Николаевич о возвращении греков в 1778—1780 г.г. в Мариупольский уезд, реально продолжает сегодня те Петровские реформы, связанные с созданием условий для интеллектуального роста наших соотечественников. Имею в виду ту глубокую и объективную критику, которая ставит книгу Л. Н. Кузьминкова в ряд интереснейших академических изданий, а ее автора в число специалистов, которого сегодня приглашают практически на вое международные конференции по греческой тематике.
«Переселение Крымских греков в Северное Приазовье в 1778—1780 г.г. (Причины и следствия)» Л. Н. Кузьминкова с первого взгляда не столь революционна, как «Zand Tumb Tuum» Маринетти или «Калиграммы» Аполлинера, где широко используются на пространстве одной страницы разные типы , шрифтов и допускается нарушение логической связки текста. Однако широкое использование «жирного шрифта» для усиления акцентирования на тех или иных смысловых аспектах создает совершенно необычную атмосферу восприятия содержательных моментов. Необычно и расположение самого материала в книге и последовательность его изложения. С одной стороны — нарушение устоявшихся традиций, а с другой — подчинение изложения содержательных моментов логике осмысления исторической реальности делает знакомство с книгой интересным и во многом необычным. Но главное — нет нарушений академических канонов объективности и научности, т. к. каждое положение дано со ссылками и указанием первоисточников (!!). Действительно — редкая сумма качеств. Если указать на использование приложений, как четко сориентированной системы доказательств, в которую включены материалы Епископа Феодосия и оригиналы личных писем, то максимально допускаемая сегодня новизна — очевидна.
Ведь 1998—1999 г.г, — это далеко не 1903—1912 г.г.
Данные замечания : сделаны специально для того, чтобы показать живучесть и объективность реформаторских идей, которые вдохновляли и Василия Кандинского и Фр. Марка, Владимира Маяковского и Д. Бурлюка, К. Малевича и В. Хлебникова.
Мы сегодня не всегда даже в общих чертах представляем себе то влияние, которое оказывает новаторство идей в искусстве на развитие культуры в целом и на социально-экономическое развитие, в частности.
Возьмите, к примеру, «Технический манифест футуристической литературы» (май 1912) и «Разрушение синтаксиса»- (май 1913) Маринетти, первенство футуристических открытий которого в России отчаянно оспаривали, и далеко не всегда корректно (демарши во время посещения России Маринетти в 1914 г. и попытки давать более раннюю датировку собственных изданий). Ну какое влияние могло иметь их новаторство на развитие, например, греческой культуры? Но давайте вспомним, что возрождение греческой культуры в Приазовье после бездумной русификации в 70-х годах XIX века началось после знаменательного постановления Комиссии СНК в 1926 г., которым «непонятную для широких народных масс... отменили историческую орфографию и утвердили фонетическую», опередив этим решением по упрощению обучения десятки стран мира. И сопоставьте текст этого постановления с текстом Манифеста русского футуризма, которым открывался «Садок судей 2» (март 1913), в котором авторы отмечают следующие достижения:
«1. Мы перестали рассматривать словопостроение и слово-произношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
2.Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонетической характеристике.
3.Нами осознана роль приставок и суффиксов...
8. Нами сокращены ритмы, Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного олова...» (Садок судей, Спб. 1913, с. 2).
По существу эти два документа могут принадлежать перу одного человека (сделает вывод непредвзятый исследователь), а ведь их разделяет 13 лет. И очевидно, что служители муз оказались более восприимчивы к духу требований новой фазы «бешено развивающегося человечества», чем служители науки, которым потребовалось 13 лет для осознания ситуации и трансформации революционного, порыва в конкретику управленческих решений более (и сегодня, и в начале века принятие вешений на правительственном уровне без визирования проектов специалистами невозможно).
А не было б постановления, то не было б ни Г. А. Костоправа, ни его учеников, ни интеллектуально-духовной работы греческой интеллигенции, которую оборвал 1937 г., но позитивный импульс которой мы ощущаем и сегодня.
И кто же в 90-е годы сохраняет меотийокие культуры? Кто в авангарде борьбы за БУДУЩЕЕ?
Художники — как и на рубеже XIX в. и XX в., так и на рубеже XX в. и XXI в., художники выступают за возрождение языка Г. А. Костоправа, который зачастую даже современней широко распространенной димотики, как бы впитав в себя новаторский революционный дух русских авангардистов начала XX века.
И что характерно — они не только выдвигают идеи, а реально созидают. Интуитивно осознав, что за сто лет мир требует от интеллектуальной элиты не столько революционности новизны, сколько революционности созидания. И акцент время ставит на втором слове — на СОЗИДАНИИ.
Публикации в газетах, выступления на конференциях и ведение постоянных передач на греческом языке по радио, редактирование рубрики «С БЕРЕГОВ ДРЕВНЕГО ПОНТА» в бюллетенях Украинского (Азовского) Отделения АЭНПД — это же реальная, напряженная целеустремленная работа, которая качественно отличается от революционных «вспышек» 20-х годов.
И очень органично они принимают самое активное участие в создании самого значительного инновационно-созидательного шага в интеллектуально-духовной сфере Востока Украины — Украинское (Азовское) Отделение Академии экономических наук и предпринимательской деятельности.
Вообще роль греческой интеллигенции Мариуполя сегодня трудно переоценить, а та борьба и труд целых поколений представителей величайшей из существующих на земле культур многими даже не осознается.
Укажу только на самые характерные факты.
В 1215 т. при Филиппе II Августе в Париже был основан университет, но только в 1253 г. Робертом Сорбоном, духовником Людовика Святого была основана богословская школа, ставшая впоследствии богословским факультетом Парижского университета (как бы то ни было, но в конце XIII века во Франции уже готовились специалисты университетского уровня).
А университет в России удалось создать только в 1755 г. и не в Санкт-Петербурге, а в Москве (с этно-социокультурных позиций очевидна необходимость наличия накопленного кадрового интеллектуального потенциала; своего, отечественного потенциала; что подтверждает открытие только в 1819 г. университета в Санкт-Петербурге, во главе с экономистом Балугянским Михаилом Андреевичем, что поучительно для нас и сегодня, несмотря на работу с 1724 г. Императорской Академии наук). Действительно необходим напряженнейший труд целых поколений, т. к. для его создания пришлось забрать все наиболее способные кадры из Киевско-Могилянской Академии, обучив предварительно в ней М. В. Ломоносова!
И только в конце XIX века появилось более десятка интеллектуально развитой профессуры, обладавшей и высоким уровнем нравственных ориентиров, над которыми охранка уже могла проводить широкомасштабные «провокационно-экспериментаторские» акции, отрабатывая дирижирование Европой и Америкой.
Сколько усилий от нации потребовалось для привития на исконно варяжских землях интеллектуально-духовной традиции бескомпромиссного научного поиска — лучше не говорить и не анализировать.
А вот из Мариуполя (древн. Кремнеса) все только забирали и забирали. И что же?
Когда последние остатки «Московского десанта» специалистов 60-х подов бежали в Россию из Приазовского государственного технического университета, бывшего Мариупольского металлургического института, общественность Приазовья ощутила, что можно надеяться только на собственные кадры потомственной интеллигенции. И самое удивительное для технократически мыслящего руководства — эти кадры оказались в Приазовье, что в действительности является еще неосознанным для многих феноменом. И они не разобщены, а друг друга поддерживают и создают, творят и активно работают, невзирая ни на какие сложности.
Вот вам самое рельефное доказательство необходимости соблюдать этно-социальные закономерности, бережно относясь к интеллектуальным ресурсам не. только в теории.
И сложившееся положение осознали не только в Украине, но и в России. Поэтому интеллектуальная элита Москвы правильно оценила ситуацию 90-х годов и, несмотря на возможность деструктивных административных рецидивов, решила забазировать организационно-руководящую структуру по интеллектуально-духовным инновациям, именно в Мариуполе, оперевшись и на греческую интеллигенцию.
На таких людей, как Лель Николаевич Кузьминков и Валентин Константинович Константинов.
Но сегодня мы, в первую очередь, анализируем не будущее академической науки в Украине и в государствах Coдружества (СНГ) и даже не научноее творчество членов Совета Мариупольского общества греков и членив ученого совета У(А)0 АЭНПД, а стремимся дать должную оценку 30-летнего творческого подвига наших коллег и постараться увидеть перспективы дальнейшего творческого поиска.
Так вот, вспоминая слова Малевича в письме к А. Бенуа, мы можем повторить: «В искусстве е:ть обязанность выполнения его необходимых форм... Нравится или не нравится - искусство об этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе» (Каталог выставки. Амстердам, 1988. с. 165).
Действительно, если требование времени обусловили интерес Гогена к забытой богом Бретани и к далекой Полинезии, Матиса — к Марокко, а Пикассо и Дерена - к произведениям негритянской пластики, то Лель Николаевичу и Валентину Константиновичу необходимо обратиться к глубокому внутреннему видению собственных истоков творчества. Им не нужно, как Гончаровой, находить предчувствия нового художественного стиля в образах скифских и половецких каменных баб. Искра высочайшего эстетизма Праксителя живет в каждом творчески одаренном потомке эллинов. А в сердцах Мариупольских художников из греческих обществ устойчиво, ровно горит факел этого огня, согревающего всех, кто с ними общается.
Если представители русского авангарда в начале века были уверены, что в новом искусстве будущего не будет места волюнтаризму, то сегодня можем только подтвердить этот тезис, сославшись на многогранное творчество Лель Николаевича и Валентина Константиновича. И, наблюдая генезис творческого освоения ими такой сложной и такой интересной жизни, можно почувствовать, что сило-линии (идея Боччони), идущие от каждого деяния этих двух подвижников, должны в пространственно-временном континиуме сойтись в мощнейшем синтезе созидания принципиально новых художественных форм или даже нового вида искусства.
Мы не можем абсолютно однозначно предсказать время и результаты такого синтеза, но оптимизировать путь творческого роста и с достаточно высокой степенью вероятности указать время для реализации саккумулированных творческих замыслов — можем.
И, вероятнее всего, этот прорыв в неизвестное будущее произойдет в сентябре—октябре 2000 года. Для всех нас это очень желательно, т. к., по-видимому, в 2001 году состоится Второй Всемирный Конгресс Духовного Согласия в Гаване (инициатива Института экономико-социокультурных исследований). И очень хотелось бы к этому форуму сделать как можно больше. Поэтому необходимо всем нам сделать все возможное, чтобы наши талантливые земляки могли творить и созидать.
И, видя, как вдохновенно они работают над новыми монументальными работами, надеемся, что позитивный импульс от их достижений превзойдет все созданное ими прежде, а по новаторству явятся достойными продолжателями идей группы «Мост».
Этого очень хотят все их друзья и поклонники, т. к. новый век требует новых инновационных решений и инициатив.
И по-настоящему творчески одаренные люди это понимают.
А. ВАСИЛЬЕВ, организатор Гражданского
Понтийского Союза, академик Нью-Йоркской
Академии наук.
V. Konstantinov, L. Kuzminkov are the participants of the greatest monumental art exhibitions in Ukraine (Kiev) and USSR (Moscow). Portraits and landscapes were displayed at the international and foreign exhibitions (Paris, Berlin, Moscow, Ulan-Bator). Their works were highly appreciated in special editions of Ukraine, USSR and in foreign periodicals.
Валентин Константинов — Лель Кузьминков
(30 лет творческого сотрудничества)
Мозаики и росписи, витражи, монументально-декоративная и портретная скульптура. Разнообразие техник и материалов. Керамика и смальта мельчайшего модуля, глыбы цветного стекла, гранит-дикарь и благородный белый мрамор. Это в мозаиках. В росписях — масляная живопись и энкаустика. Резьба по цементу, барельефы с мозаикой в оригинальной авторской технике обратного набора в форму — это в декоративной скульптуре. А в монументальной круглой пластике — железобетон, одетый в алюминий, в чеканеную и кованую медь. Площадь только мозаик и росписей, выполненных за эти годы, достигает 2000м кв.
Но не только в монументальном искусстве и станковой живописи проявилось творчество этих талантливых людей. Они активно борются за возрождение диалектов меотийских греков, - за сохранение памятников византийской культуры в Украине. (Международные конференции 1991-99 гг.). Они являются членами Конгресса федерации греческих обществ Украины, членами совета Мариупольского общества греков, членами ученого совета Украинского (Азовского) отделения Академии экономических наук и предпринимательской деятельности. А книга Л. Кузьминкова «Переселение крымских греков в Северное Приазовье», вошедшая в цикл работ «Основные теоретико-методологические проблемы преодоления системных кризисов», выдвинута на Государственную премию Украины 1999 г. и получила высокую оценку Петровской Академии наук и искусств.
Монументальные работы художников украшают общественные здания индустриальных и курортных центров Украины — Бердянска и Славянска, Артемовска и Мариуполя, старинных греческих сел Приазовья — Малого Янисоля, Урзуфа, Старого Крыма. В этих работах создан поэтический образ Днепра-Славутича и Украины (Бердянск, Урзуф). В пластически убедительных образах подняты общечеловеческие темы Труда, Любви и Семьи в барельефах и мозаиках Мариуполя. Изучая и творчески применяя прикладное наследие крымских ромеев, византийские образцы, художники заложили основы национального профессионального искусства греков Приазовья (работы в греческих селах).
В мемориалах Урзуфа и Малого Янисоля запечатлена неумирающая память о Великой Отечественной войне. Соавторы живут историей родного Приазовья, которая выводит их к событиям и образам великих эпох. Как времен очаковских и покоренья Крыма (памятник митрополиту Игнатию), так и эпохальных событий новой истории (мемориалы в память Великой Отечественной войны). И здесь особенно впечатляет «Вечный огонь» — архитектурно-мозаичный монумент на скальных породах холма в Малом Янисоле. Выразительные головы воинов на «золотом» византийском фоне дуги, покоящейся на мощных пилонах, символические женские фигуры в голубом одеянии с восточной стороны дуги, окруженные красно-оранжевыми языками пламени — этим «вечным огнем» — сливаются во впечатляющий образ монумента. А под высоким холмом течет .степная речка Кальчик, напоминая о битвах прошлых веков.
Удачный выбор места — холм, господствующий над селом, выразительная «привязка» памятника в высшей точке этого холма, усиливает впечатление. Творение природы и монумент сливаются в единое целое. Подчеркнем, что в этой работе Кузьминков и Константинов выступили не только как художники, но и как авторы архитектурной части памятника. Эту их удачу отметил известный архитектор Артур Лукин.
Как уже отмечалось, география монументальных работ соавторов довольно широкая. Но все же, думается, что лучшие работы художники создали в родном Мариуполе. Это многофигурная мозаика «Металлурги», полная огня и движения, колористически и ритмически вписывающаяся в формы зала ожидания железнодорожного вокзала. Разумная мера условности, подчеркивающая плоскость стены, соблюдение формальных законов монументалистики, тем не менее, не лишают это монументальное панно жизненной выразительности. Здесь создан впечатляющий образ Труда, создан из художественных символов Мариуполя — города людей «огненной» профессии — сталеваров. Известный монументалист профессор Виктор Арнаутов считал эту мозаику большой удачей.
Теме Труда и Науки посвящена большая 18-фигурная композиция «Люди «Тяжмаша». Она выполнена в мельчайшем модуле смальты в сложной гамме сдержанных синих, золотистых, красноватых и серебристо-серых тонов. В этой мозаике особенно явственно ощущаются принципы византийского колорита. Здесь была решена сложнейшая живописная задача — в сравнительно небольшом пространстве западного вестибюля инженерного корпуса «Тяжмаша» «посадить» на плоскость стены крупномасштабные фигуры. Этой же задаче подчинена и трактовка объемов самих фигур. И если мозаика вокзала построена в основном на общей выразительности и ритмике движения, то здесь (при всем богатстве пластики движения и ритмов) художникам удалось создать более индивидуализированные, психологически содержательные женские и мужские образы. Они интеллектуально значимы, исполнены чувства достоинства. Но вместе с тем, художники избежали бытовизма, не снизили общего «высокого строя» композиции. Вся эта мозаика площадью 100 м2 от первого до последнего камешка смальты реализована исключительно в авторском исполнении. Подсобники приглашались только на колку смальты. В данном случае соавторов вдохновлял пример великого Микеланджело, обходившегося без помощников даже в совершенно незнакомой ему области фрески.
Если освоение законов стенописи и ее разнообразных техник потребовало от художников длительного времени. проб и опытов, начиная с отдельных работ 1953 года, выполненных под общим руководством известного в Донбассе художника Александра Коморного, то путь в скульптуру был стремительным уже с первых шагов. Этот успех был неожиданным и для окружающих скульпторов-профессионалов, и, по-видимому, для самих Константинова и Кузьминкова. Ведь если в росписях и мозаиках пригодился теть и соответственно трансформированный многолетний опыт работы в разных жанрах станковой живописи (портреты, картина), то скульптуре соавторы нигде не обучались и не имели практически никакого опыта. Но монументальний фриз — барельефы с мозаикой «Юноша» и «Девушка». Семья» — сразу принес художникам большой и заслуженный успех. Работа демонстрировалась на крупнейших смотрах монументального искусства в столице Донбасса, где была отмечена на авторитетной и представительной конференции в выступлениях, а позже и в статьях известных статичных искусствоведов. С не меньшим успехом этот скульптурный фриз демонстрировался на ответственных и юбилейных выставках монументального искусства Украины. Мариупольские барельефы с мозаикой отмечались на объединенном форуме Союза архитекторов и художников Украины в Киеве. И, наконец, этот скульптурный фриз мариупольцев успешно демонстрировался на больших итоговых выставках монументального искусства СССР в Москве в 1982 и 1983 годах.
Остается добавить, что в монументальное искусство художники пришли каждый своим путем, уже имея большой опыт работы в станковой живописи, будучи уже членами Союза художников Украины и СССР. Так, Лель Кузьминков прошел путь от жанровой картины («В собесе») к монументальным полотнам «Сталеваров» (диплом первой степени Донецкого союза художников, грамота Президиума правления Союза художников СССР). Две картины «Сталевары» были приняты на юбилейные республиканские выставки в Киеве, где отмечались их колористические достоинства. Кузьминков работает и в жанре портрета, одним из первых выполнив портретную работу по договору с Министерством культуры УССР. Его портреты хранятся в музеях Мариуполя, Донецка, в картинной галерее города Красный Луч. Нашли признание и серии пейзажей художника по мотивам Крыма и Литвы. Свой имидж пейзажиста Кузьминков подтвердил на зарубежной выставке «Художники Украины в Париже» (1992 год). Графика Кузьминкова находится в постоянной экспозиции музея Тараса Шевченко в Киеве, Ивана Франка во Львове, а также в Российской национальной библиотеке в Москве. Это линогравюры по мотивам «Кобзаря» Т. Г. Шевченко, выполненные к уникальным рукописным экземплярам «Кобзаря» в переводах местных греческих поэтов.
Валентин Константинов также отдал дань жанровой картине («У больного учителя», «Аквариум»), но главные свои усилия сосредоточил в портрете, где добился широкого признания. Его портреты с большим успехом демонстрировались на смотрах живописи в столицах: СССР — в Москве, ГДР — в Берлине, на многочисленных выставках в Киеве, на зарубежной — в Улан-Баторе (Монголия). Портреты его хранятся в различных музеях Украины, в том числе в первоклассном музее изобразительного искусства в Харькове. А также в зарубежных коллекциях.
В 1990 году многолетний творческий путь художников был отмечен высокими наградами. Они удостоены грамот Президиума Верховного Совета Украины — за заслуги в развитии изобразительного искусства Украины. Мариупольские мастера продолжают активное творчество. К 1990-1991 годам завершен мемориал ВОВ в Урзуфе, в 1992 году создан памятник основоположнику греческой литературы на Украине Георгию Костоправу, многоплановый выразительный образ которого создан в бетоне и алюминии. Творческий и технический опыт, приобретенный в работе над семиметровой символической фигурой «Матери» в Урзуфском мемориале, в работе над портретным образом в памятнике поэту, с успехом и внушительным результатом реализован в наиболее ответственной работе художников — памятнике митрополиту Игнатию (1998). Здесь мастера-монументалисты Валентин Константинов и Лель Кузьминков работали в соавторстве с молодым талантливым архитектором Владимиром Еременко, который является автором проекта храма Св. Михаила, к архитектуре которого удачно привязан монумент Святителю Игнатию.
О работах Кузьминкова и Константинова писали столичные искусствоведы Лидия Попова, Маргарита Ильяшенко, Михаил Пекаровский, скульптор и искусствовед Нинель Гаркуша, кандидат архитектуры Николай Коломоец, неоэллинистка кандидат филологических наук Татьяна Чернышева. Их статьи опубликованы в ведущих профессиональных журналах Украины и СССР — «Искусство», «Образотворче мистецтво», «Строительство и архитектура», «Соціалістична культура», «Сільське будівництво», а также в столичных газетах «Культура і життя», «Літературна Україна». Широко освещалось творчество художников и в областной прессе в статьях искусствоведа Михальского, журналиста Виктора Гринько, краеведа Павла Мазура. В городской газете «Приазовский рабочий» помещались творческие портреты художников в статьях Сергея Бурова, Петра Кота, Бориса Петрикова и других авторов. Откликалась на творчество наших земляков и зарубежная пресса: Франции, Греции, федеративной Республики Германии. И не только пресса. Известный художник ГДР профессор Рекс Дитер хорошо знаком с творчеством наших юбиляров и демонстрирует своим студентам в Берлине законы монументального искусства на примерах мариупольских мозаик.
Искусствовед Нина Гетманец.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ
1. «Праздник Урожая» — мозаика на ДК, смальта, керамика, цветное стекло, гранит (с. Урзуф, Дон. обл.).
2. «Материнство», «Спорт», «Труд», «Учеба» — мозаика на цехах завода «Тяжмаш» — керамика (г. Мариуполь).
3. «Юность» — мозаика на водной станции «ДОСААФ» — смальта, керамира (г. Мариуполь).
4. «Металлурги» — мозаика в ж/д вокзале, смальта, мрамор, гранит (г.Мариуполь).
5. «Славутич» — смальтовая мозаика на пансионате (г. Бердянск).
6. «Юноша», «Девуїика». «Семья» — фриз из барельефов с мозаикой, железобетон, смальта (г. Мариуполь).
7. «Люди «Тяжмаша» — смальтовая мозаика в инженерном корпусе завода (г. Мариуполь).
8. «Икар», «Все выше». «Космос» —роспись музея авиации училища гражданской авиации, энкаустика (г. Славянск).
9. «Альфа-Омега» —мозаика на школе, смальта, керамика (г. Бердянск).
10. Монумент павшим в ВОВ — архитектурно-скульптурный комплекс, железобетон, кирпич, смальта (с. Малый Янисоль Донецкой обл.).
11.Декоративная роспись и рельефы в Доме бракосочетания — масляная роспись, расписной бетон (пос. Старый Крым, рельеф в соавторстве с Бондаренко Л. И.).
12. Памятник основоположнику греческой поэзии на Украине Георгию Костоправу — железобетон, алюминий (с. Малый Янисоль).
Источник: http://iescr-catholic.ucoz.de/publ/nekotorye_metodicheskie_podkhody_k_sokhraneniju_grecheskikh_dialektov_v_priazove_do_d |