Для нашего сложного и не привыкшего удивляться мира состоявшийся конгресс - событие не просто значительное, но и во многом историческое, которое не смогли умалить ни недостатки в организации, ни политическая нестабильность в большинстве регионов СНГ. Поэтому, открывая конгресс, Президент Международной Ассоциации "Мир через Культуру", Сидоров сказал: "Мы выражаем глубокую, сердечную благодарность народу Казахстана, Президенту Казахстана, которые дали нам возможность провести Всемирный конгресс в самом центре Азии, в прекрасном городе Алма-Ате. Тем самым продемонстрировали добрую волю народа Казахстана, его руководства в единстве и согласии. Мы надеемся, что отныне само слово Алма-Ата станет символом единения и согласия!"
Делегаты тепло приняли обращение Нурсултана Абишевича Назарбаева, которое зачитал вице-премьер Республики Казахстана М.Джолдасбеков: "Я верю, что надежда на мир и безоблачное будущее наших детей сама по себе является мощной консолидирующей основой цивилизации... Убежден, что Всемирный конгресс духовного согласия послужит объединению всех сил доброй воли и поможет на пороге XXI столетия установить прочные контакты между представителями различных общественных движений, политических течений и религиозных конфессий. Желаю Вам плодотворной работы, дружеского взаимопонимания, интересных начинаний!"
К присутствующим обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий, ; который особо подчеркнул, что "никогда на протяжений всей истории внешне разобщенного человечества не угасала искра подлинного восприятия всех людей как братьев, стремление к действительному единству народов во имя любви и мира... Поэтому жизненной необходимостью являетcя достижение состояния благожелательного добрососедства".
Эта же тревога прозвучала и в обращении Президента Международного Теософского общества Радха Бернье, который считает, что "в качестве противоядия эгоизму необходимо достигать согласия и сотрудничества между народами, презрев разногласия на поверхностном уровне".
С особой силой веру в человечество выразил в своем посланий Тензин Гьятое Далай-Лама ХІУ: "Мы должны помнить, что гуманность, стремление к счастью и избеганию страданий - право любого человека.
В связи с этим отходят на второй план различия экономические, политические, идеологические и религиозные, Эти различия должны отступить перед идеями гуманизма. "Они не должны стать препятствием на пути достижения главной цели - благоденствия общества» Я верю, что этот конгресс приблизит достижение нашей цели: всеобщее благоденствие человечества".
Много еще хороших слов и интересных предложений было высказано в адрес конгресса, народа Казахстана и Президента Республики Казахстан и графом Арнольдом фон Кейсерлингом, и Президентом Российского союза промышленников и предпринимателей А.Вольским, и личным представителем С.Н.Рериха профессором Р.Рибаковым и многими другими известными и уважаемыми в Мире людьми, Напряженно работали круглые столы: "Религиозный опыт и духовное согласие" (сопредседатели проф. К.М.Сатибалдина, вице-президент Синего Движения И.И. Немировская-Кун), «К духовному согласию через гуманизм" (сопредседатель вице-президент АН РК, акад. М.М.Абдильдин, проф. Ю.И.Бокань), "Гармония здоровья человека и планеты" (сопредседатели проф.Б.У.Джарбуеннов, председатель правления общества специалистов по нетрадиционной медицине Германии, Италии, Австрии Аусерер Оскар), а также секции: "Обще планетарный смысл культуры человека и человечества" (сопредседатели проф. Я.А. Абишев, директор Венского института литературы К. Хинце), "Человек и человечество как космическая сущность" (председатель Президент Академии духовного Единения Мира М.Я.Землицкий), "Гуманизация науки и техносферм" (сопредседатели зам.директора ИІАК РК И.Е. Ергалиев, академик РАН Ф.Р.Ханцеров), "Духовная жизнь и разные образовательные культуры" (сопредседатели Президент детского фонда "Бобах" С.А.Назарбаева, чл.-корр. АН РК проф, Д.Н.Насынбаев).
Без преувеличения можно сказать, что событием конгресса явилось выступление академика В.П.Казначеева, который на основе результатов многолетней экспериментальной работы заявил, что "в каждой. клетке присутствует космическая форма жизни". А его предложение о необходимости срочно "создать на Земле контроль за пси-исследованиями" заставляет серьезно задуматься о возможных искусственных катаклизмах в развитии цивилизации.
Со своей стороны наша делегация обратила внимание присутствующих на необходимость сохранения основных условий существования цивилизации и на современные особенности исторического процесса. Отмечалось, что на просторах степей Казахстана в своё время возник феномен самой грандиозной и не понятной до настоящего времени общности Великих Моголов, усвоив частично духовное наследие которой, Россия стала тем, чем она является сегодня - вечно живим организмом, способным на исторических переломах к кардинальным переменам и качественным изменениям.
Спираль исторического процесса, по-видимому, возвращает нас к колыбели самих высоких достижений Человеческого Духа, требуя уже коллективного духовного подвига во имя Человечества, во имя сохранения цивилизации.
"Сейчас, как никогда, обостряется борьба между светом и тьмой, и отзвуки этой борьбы вторгаются в повседневную жизнь. Темные силы готовы на все, они готовы даже физически уничтожить планету, лишь бы не допустить на ней появления Параклета. Тьма сегодня стремится пролезть в любую щель, но сама ярость, с которой она бросается, очертя голову, куда попало, свидетельствует о бессилии ее" (слова Учителя из кн. В.Сидорова, 1992).
Но, что же считать проявлением этой тьмы? Может быть образование независимых государств на территории СССР на фоне усложняющихся мирохозяйственных связей и экологических проблем? Вспомним слова Аристотеля, который еще в 332 г. до н.э. писал: "Существует предел для размеров страны, как существует он и для других предметов, растений, животных, орудий производства; ведь в случае, если любой из этих объектов слишком велик или слишком мал, он не может выполнять своё естественное предназначение и любо полностью утрачивает свою природу, либо разрушается (выд. моё - А.В.)". Но можно ли было начинать реализацию этих фундаментальных идей - с искусственного, безальтернативного разрушения сложившихся за десятилетия кооперационных связей в сложной хозяйственной системе? Почему это стало возможным? Вероятно, потому, что великие общечеловеческие идеи (Д.Андреев, 1960), "попав между великими энергичного, не томимого, охваченного гордыней, узкого и ограниченного ума, они сплющились, спрессовались, стиснулись и, в конце концов', утратили свою духовность, а провозглашаемые методы оказались в резком противоречии с требованиями элементарной гуманности" (Андреев Д. Роза Мира. Метафилософия истории.- М.: Руссико, І991.- С.205.).
Правомерно задать вопрос, а имеет ли вообще право ученый обосновывать решения социально-экономических проблем развития методами морального и физического террора? Почему-то в 1758 г. "предоставление всем классам полной свободы в их хозяйственной деятельности казалось Кенэ верным средством к примирению законных интересов всех", а "Тюрго и Смит точно также стояли всецело на почве этого миросозерцания"(Туган-Барановский М.И.. Основы политической экономики.- СПБ).
Что же такое произошло в XIX веке, что стало возможным идти на обоснование кровопролития из-за вещей и прав на их обладание? Эти вопросы легче поставить, чем на них ответить, так как кризис христианской морали начался не в XX в. Под этим знаменем безответственной критики прошел весь XIX в. (что похоже на то, когда детям удается отыскать в отсутствии взрослых спички). Да и не Маркс и Родбертус первыми постарались разжечь огонь в "нефтехранилище" человеческих страстей, а еще Сен-Симон и его ученики именно такой экстравагантностью питались выделиться. Да, воистину необходимо било хорошо изуродовать мировосприятие, чтобы эксцентричность воспринималась за талантливость и превращалась в образец для подражания, потворствуя духовному иждивенчеству и лени. Многие духовно развитые интеллектуалы определили четко свою позицию к подобным теоретическим построениям, как Ч.Дарвин, не давший согласие посвятить ему "Капитал" К.Маркса, как Герцен, Витте и десятки представителей русской философской и экономической мысли. Поэтому, если ми хотим сейчас выкорчевать корни тоталитаризма, то нужно их искать не в личностях функционеров, а в теоретических построениях, уничтожая идеологический фундамент будущих "отцов народов", "фюреров" и "дуче".
Отсутствие серьезной аналитической работы в осмыслении социально-экономических закономерностей развития общества, критического разбора теоретико-методологических конструкций привело к положению, когда ставится на повестку дня вопрос не о путях развития, а о путях сохранения цивилизации. А ведь ситуация не может быть иной. В настоящее время основная масса методологических разработок в экономике отстает от требований времени (и практики хозяйствования) в государствах СНГ на 50-60 лет, что сказывается и на состоянии мировой науки. А как результат - отсутствия приемлемых решений преодоления кризисов четвертей кондратьевской волны в США и Европе, даже развитие Японии нельзя считать абсолютно устойчивым. Мало кто будет отрицать, что возможности духовного развития еще не созданы для широких слоев населения в большинстве стран. Но еще в конце XIX в. талантливый ученный России, создатель субъективной социологической школы П.Л.Лавров доказал математически (Закон больших чисел), что та цивилизация неустойчива, у которой ограниченное число лиц имеют возможность к развитию. Если понимать категорию "развитие" не только как интеллектуальное, но и как духовное, то сам факт проведения данного конгресса свидетельствует о понимании кризисного, порогового состояния цивилизации.
Однако, что же является основной задачей этого форума? Неужели констатация факта наличия общей истины для всех концессий? Но это настолько очевидное сегодня положение, что для его обсуждения можно было бы в этих сложнейших условиях и не собираться. По-видимому, задача стоит более серьезная. А именно - найти конкретные пути сохранения цивилизации (нельзя же серьезно относиться к утверждениям о "гипериндустриализации" и т.п. выводам докторов -юридических наук и политологии). В противном случае все самые правильные и согласованные объединительные декларации повиснут в воздухе, подтвердив широким массам правильность пословицы: "Чем дальше от церкви, тем ближе к богу" (т.е. чем дальше от всяческих организационных структур духовной направленности, тем ближе к истине).
Действительно ли церкви должны стоять в стороне от сложнейших научно-методологических проблем развития, исповедуя принцип "богу богово, кесарю кесарево"? Если бы в течение нескольких веков христианская церковь не запрещала ростовщичество (не торговлю, а практику явно спекулятивной деятельности), достигла бы цивилизация современного уровня развития? Ведь именно это способствовало реализации библейской заповеди, что "всякое богатство из труда" (Бытие. Гл.Ш. Ст. 17 и 19).
Никто не может положа руку на сердце сказать, что этот принцип полностью соблюдается хотя бы в одной из стран мира. Не пора ли вмешаться в практику социально-экономического анализа функционирования сложных хозяйственных систем, повышая уровень принятия руководителями стран компетентных управленческих решений. И для этой работы во всех концессиях есть силы и средства.
Конечно, намного легче распространять только своё учение, способствуя духовному совершенствованию последователей. Куда сложнее убедить не только духовно, но и интеллектуально развитых людей (которых далеко не так много)- опуститься в мирскую жизнь и принять послушание по глубокому и всестороннему анализу динамично развивающихся социально-экономических процессов.
Почему не вдохновиться самим способным и одаренным примером Преподобного Сергия, считавшего необходимым "Уравнять внешнее выражение с внутренним содержанием, мысль с делом и обряд с догматом" (Сергий Радонежский. Сборник / Сост. В.А.Десятников.- М., 1991,- С.335), и так много сделавшего на практике для единения Руси. Да и сам Христос разве не является образцом практического служения прозрению человечества? Может бить это утопия и история человечества, кроме нескольких единиц святых людей, не знает примеров?
Не только в мировой истории есть достойные примеры, но и этот духовный подвиг в свое время совершило целое поколение наших соотечественников. Имеем в виду хождение в народ молодой интеллигенции России в 70~е годи прошлого столетия. Как много на эту тему било инсинуаций, замалчиваний и искажений, но подвигу этого поколения еще предстоит поклониться человечеству. Темп развития цивилизации удалось сохранить благодаря этим деятельным идеалистам, отдавшим все силы на подъем интеллектуального уровня великого, но так сильно отставшего народа.
Но кто же послал этих молодых людей в самые глухие деревни и далекие села? Какая партия или движение?
И оказывается, что основную роль в этом сыграл творческий гений третьего после Аристотеля и Гегеля МЫСЛИТЕЛЯ человечества - Петра Лавровича Лаврова. Его "Исторические письма" сыграли роль детонатора при осуществлении самого выдающегося подвига национального духа.
Понятно, что такие люди рождаются раз в столетие, но ведь сейчас есть возможность осуществить коллективные усилия в этом направлений, осознавая всю опасность воцарения тьмы - по христианству, хаоса - по эзотеризму, анархии и беспорядка на языке официальной науки. Поэтому целесообразно все лучшие интеллектуальные силы призвать лидерам ведущих конфессий к проведению исследований функционирования сложных хозяйственных систем и выделить соответствующие финансовые средства. В современном мире одиночки или даже небольшие коллективы не могут кардинально решить всё многообразие возникающих многоплановых проблем развития.
А без их решения "Уязвление утраты сотрудничества делает людей беспомощными. Утеря согласованности ритма уничтожает все возможности новых преуспеваний. Сами видите, какие трудности порождаются разъединением. Очень опасно такое состояние! Но люди, далекие от мастерства, теряют лучшие сокровища, Они твердят лучшие молитвы и заклинания, но как пыль уносятся эти раздробленные и неосознанные ритмы. В пыль мертвой пустыни обращаются осколки знаний"(Из книги "Мир огненный" / Рерих Н.К. 0 вечном...- Рига, 1992).
Обосновываемые нами предложения и идеи, по-видимому, стоят ближе к истинным требованиям общества, чем искренние, но так оторваны от жизненных реалий обращения Народного Университета КСП "Космос" Зеленого движения и т.п. Нельзя же все время говорить обо всем, но ничего конкретно не делать. Прав Ахмед Б.Закария, что делегаты "собрались в Алма-Ате, центре Азии, чтобы зажечь в сердцах свет, который сейчас гаснет". Хочется надеяться что этот свет явится светом коренной созидательной работы, а не только призывов к объединению, которые даже журналистов (В.Пруссаков "Интерфакс") уже не устраивают.
Очень хорошо, что архиепископу Винницкому и Брацлавскому Макарию "Казахстан показался раем" на фоне "Духовного геноцида" на Украине, хорошо, что зарубежные гости разъяснили, что "Нур - это свет", а символ Алма-Аты - яблоко - является и символом мудрости, но ведь необходимо уже не только политические акции.
Нельзя не соглашаться с Нарсултаном Абишевичем, что "конечно, если отбросить политические амбиции и объединить усилия стран СНГ, вместе выбраться из кризиса было бы намного легче". Тем более, что "до сих пор широкомасштабная помощь кредитами, как правило, не выходит за рамки обещаний". Поэтому "в такой ситуации напрашивается единственный вывод: надо выбираться из кризиса, опираясь на собственные силы" (Назарбаев Н.А. Стратегия ресурсосбережения в условиях становление и развития рыночных отношений: Автореф.дис. ... д-р экон.наук.- М., 1992,- 6.42.).
Но такой вывод справедлив не только для нас, но и для стран Запада, в которых кризисные явления только начинают вызывать серьезную тревогу. Можно считать, что мы живем в преддверии общего кризиса цивилизации, выход из которого видится только в развитии солидарности, в объединении усилий, используя накопленный интеллектуальный потенциал.
Последнее, по мнению русской экономической школы (С.Ю. Витте, М.И. Туган-Барановский и др.), является наиболее ценным капиталом, что нашим руководством явно недооценивается. Поэтому и выход из кризиса ищется нами на путях конфликтности.
Источник: http://www.cic-wsc.org |