Монография профессора Мирослава Демиса «Кибернетическая система: Человек-Автомобиль-Окружающая среда» (Изд. Университета. – Краеговиц, 2008)
Специалисты Института экономико-социокультурных исследований им. Ольги В. Васильевой-Католик (ДЭНМЦ Академии наук Украины) во Втором Докладе Римскому Клубу по «революции эффективности» (ИБМЕР, Варшава) в 2001 г. отмечали конструкторский прорыв при экспонировании на выставках суперавтомобиля «Ultralite», который весил из-за применения полиматериалов в несколько раз меньше «Honda Civil» и с мотором в 111 л/с разгонялся за 8 секунд до 100 км/час. Но интересно то, что при появлении на рынке в 1992 г. «Honda Civil» говорили об опережении самых смелых прогнозов до 2006 г. А сегодня программа развития автомобилестроения в Лос-Анджелесе (в американском Штате губернатора Шварцнегера) с двигателем на воде (разработки учёных Японии) вообще поражает воображение и воспринимается, как слишком новаторская и действительно революционная. Но какие бы инновации не осуществлялись с силовыми установками – двигателями, а вопросы аэродинамики и устойчивости автомобиля на дороге, как и эргодинамические проблемы, не только остаются, а и требуют квалифицированных исследований реальной динамики эксплуатационных процессов и многофакторного комплексного моделирования. Последнее, обычно осуществляется для решения узко прикладных конкретных задач, т.к. очень не просто создать адекватную реальным условиям модель. Немного опубликовано работ, где был бы реализован комплексный подход, где бы рассматривался широкий спектр современных проблем в едином методическом ключе. Но именно, на роль такой работы претендует монография профессора Мирослава Демиса из Сербии (Центральная Европа). В первой главе, которая, как вводная, занимает только пять страничек, автор излагает своё представление о кибернетической системе «Человек-Автомобиль-Окружающая среда». И он обоснованно ссылается на монографию А.Хачатурова «Динамика системы: Дорога-Шина-Водитель-Автомобиль» (Изд. Машиностроение.- Москва, 1980), а также на работы: Р.Ротенберга «Подвеска автомобиля» (Изд.Машиностроение, - Москва, 1972) и В.Ф. Миликена, Д.Л.Миликена «Динамика гоночного автомобиля» (CAE, Варендале, 1995), как на подтверждающие авторскую концепцию кибернетической системы «Человек-Автомобиль-Окружающая среда». А завершает эту небольшую главу математическое описание движения автомобиля на криволинейном участке, что нацеливает читателя на восприятие математических абстракций при дальнейшем знакомстве с авторской концепцией.
Источник: http://www.cic-wsc.org |