Экология и культура
(тезисы фундаментальной монографии члена учёного совета Академии ЭНиПД
в Украине, академика, д.э.н., проф., доктора коммерции АЭНиПД Рамаза Аккакиевича Логуа для украинского читателя)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА /ЭКОКУЛЬТУРА/
Человек не может существовать без многообразных элементов биосферы, частью которой он сам является, причем особой частью, определяющей (отчасти уже теперь, а еще более в исторической перспективе) характер энергетики биосферы. Ее энергетического бытия, обозначаемого иначе (по В.И.Вернадскому) как ее химический аппарат, Вот что мы должны уяснить и усвоить из его труда “Биосфера” (очерк второй “Область жизни”):
“Этот аппарат состоит из определенных концентраций жизни, которые занимают, вечно меняясь, одни и те же места в земных оболочках, отвечающих биосфере. Эти концентрации жизни - живые пленки и сгущения жизни - являются как бы более частными делениями земных оболочек. В общем, их концентрированный характер выдерживается, хотя они никогда не дают сплошного, непрерывного покрова поверхности планеты.
Они являются областями планеты химически активными; здесь сосредоточены разнообразные статические - установившиеся - системы динамических равновесии земных химических элементов. Это области, где обтекающая весь земной шар лучистая энергия Солнца принимает форму земной свободной химической энергии, причем она превращается в земную энергию в различной мере для различных химических элементов. Существование этих областей планеты связано, с одной стороны, с той энергией, какую она получает от Солнца, и с другой - со свойствами того живого вещества, которое является аккумулятором этой энергии в земную химическую” (В.И. Вернадский. Биосфера (Избранные труды по биогеохимии. Издательство “Мысль”, М., 1967, с. 347).
“В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление” (там же, с. 355).
Если нормальные изменения условий в природе приводят к тому, что за 100 лет вымирает один вид, то в данный период за каждый час (!) на Земле уничтожается 50 видов. В настоящее время 63% естественных экосистем Земли на суше разрушены. Продолжается и усугубляется гибель многих водных систем - и пресноводных, и морских. Происходит это по разным причинам, связанным не только с техногенным загрязнением биосферы, но также и с неразумным, хищническим и потребительским использованием природных ресурсов.
Так происходит еще и потому, что мировоззренческая культура человека ХХ века и его разум инерционно продолжают пребывать и при переходе в век ХХI на “антропоцентрическом” уровне мышления, ему еще далеко до “биоцентрического” и “социоцентрического” образов мышления. Их надо немедленно формировать, взращивать и развивать.
Приведем лишь некоторые показатели, которые свидетельствуют о кризисе экологической обстановки: по официальной статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до 30% заболеваний населения связано с загрязнением окружающей среды. В Российской Федерации около 17 % территории относится к зонам экологического неблагополучия, что примерно равно территории шести Франции. Почти две трети населения России живут в условиях опасного загрязнения воздуха. Жители 100 городов (50 млн. человек) дышат воздухом, содержание токсичных веществ в котором в 5 и более раз превышает предельно допустимые концентрации. Около 75 % открытых водоемов считаются загрязненными, причем одну четвертую из них очистить практически невозможно. Повышение радиационного фона во многих регионах России - еще одна важная причина разрушения генофонда нации.
Острота современной экологической ситуации заключается в том, что человечество своей производственно-экономической деятельностью, направленной на удовлетворение материальных потребностей (в том числе и не являющихся необходимыми, а обусловленными лишь преходящими, конкретно-историческими формами производства), настолько изменило окружающую природу, что под угрозой оказались сами основы жизни, существования человека как биологического вида. В результате этого уже в ХХ веке человечество столкнулось лицом к лицу с глобальной экологической проблемой.
Человек разумный оказался рабом собственной неразумности - вследствие того, что до сих пор отношения общества с природой складывались стихийно, а самым главным критерием развития культуры считалась ее преобразовательная мощь, направленная на подчинение и покорение природы, причем в весьма пошлом виде - ради превращения природы в источник сырья для производства товаров и превращения в товар разнообразных объектов природы. Стихийный характер развития социоприродных отношений привел к разрыву между природой и культурой и даже к их противопоставлению.
Помимо истощения и разорения среды обитания, вызываемых безудержно разрастающимся стремлением к наживе, перед современным человеком встает целый ряд сложных взаимосвязанных проблем, получивших название глобальных, общемировых. К их числу президент Римского клуба А. Печчеи отнес следующие факторы: “Бесконтрольное распространение человека по планете; неравенство и неоднородность общества; социальная несправедливость; голод и недоедание; широкое распространение бедности; безработица; инфляция; энергетический кризис; уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов; распад международной торговой системы; протекционизм; неграмотность и устаревшая система образования; бунты среди молодежи; нравственная деградация граждан; упадок городов; преступность и наркомания; взрыв насилия полицейской власти; пытки и террор; пренебрежение законом и порядком; ядерное безумие; политическая коррупция; бюрократизм; деградация окружающей среды; упадок моральных ценностей; утрата веры; ощущение нестабильности, и, наконец, не осознание всех этих трудностей и их взаимосвязей”.
В самом общем виде можно констатировать, что религия и культура отражают ту граничную связь нашего материального мира и мира трансцендентного, в которой представлено взаимодействие приобретаемых подсознательных и врожденных бессознательных компонент неосознаваемой части внутреннего мира человека. По сути, это свидетельствует о том, что в основе как религии, так и культуры лежат врожденная, укорененная в генах бессознательная способность к состраданию, потребность сопереживания, приобретенные неосознанно в опыте общения и закрепившиеся в подсознании, а также когда-то осознанно воспринятые ценностные нормы. По мере утверждения объединяющей роли религии в ходе ее исторического становления эта главная сущностная компонента духовности общества начинает дополняться формирующимися в обществе значительно более социально обусловленными компонентами, приобретенными неосознанно в опыте общения и закрепившимися в подсознании, а также когда-то осознанно воспринятыми ценностными нормами. Это означает все большую зависимость религии от материальных и интеллектуальных потребностей конкретного общества, в котором функциониру ет и развивается религия, и постепенную утрату религией роли объективного духовного ориентира.
По расчетам американских демографов и социологов, доля американцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла за сто лет с 1,3 до 9,1 %. В соседней Канаде доля тех, кто не отнес себя ни к одному вероисповеданию, выросла в 1931-1991 гг. с 0,2 до 12,55 %. В Финляндии доля не принадлежащих ни к одной религии выросла в 1975-1995 гг. с 6,5 до 12,3%, в Австрии в 1971-1991 гг. - с 4,3 до 12%, в Германии в 1970-1998 гг. - с 2 до 25%, в Великобритании в 1983-2000 гг. - с 31 до 44 % (при этом число приверженцев англиканской церкви упало за 17 лет на 40%). Упадок религии имел место и в Восточной Европе. В Чехии и Моравии в 1999 г. 55% населения заявили о не принадлежности ни к какой религии. В России (по данным Института социологии РАН) в 1991-1999 гг. доля россиян, посещавших церковь хотя бы раз в месяц, оставалась неизменной и находилась на уровне 6-7%, а доля россиян, которые практически не посещали церкви (раз в год и реже, а то и никогда), снизилась с 86% в 1991 г. до 74% в 1999 г.
Самым сенсационным итогом ушедшего ХХ века явилось то, что центром мирового отхода от религии стала не Европа, а Юго-Восточная Азия: три четверти населения Китая и Северной Кореи, две трети населения Вьетнама не относят себя ни к одной религии; в Японии, по данным опроса 1996 г., таких 46,6% , в Гонконге - 64%, в Сингапуре - 14,8%, примерно такой же процент неверующих на Тайване. В тех странах, в которых не было даже намека на государственный атеизм, наблюдается упадок религиозности. Он затронул в первую очередь традиционный протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Доля последователей этих конфессий в Европе упала за 100 лет с 23 до 10%. Напротив, при резком падении доли традиционных протестантов доля неопротестантов-сектантов (свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов, пятидесятников, рамаистов и прочих) резко выросла за последние 100 лет, так же, как доля нехристианских сектантов: бехаистов, спиритов и прочих.
Наблюдается рост последователей ислама - с 13 до 19,5%, в основном за счет высокой рождаемости и снижения смертности. Сравнительно меньший рост религиозности наблюдался в странах распространения индуизма, где рост верующих за 100 лет составил 1%.
Доля иудеев в мире упала за 100 лет почти в три раза. И главная причина этого - отнюдь не так уж сильно преувеличенный холокост, а ассимиляция и свойственная евреям высокая степень склонности к мутациям, приспособляемость к меняющимся (или вообще новым) общественным условиям. Только в США, по официальным данным, живут более 10 млн. граждан еврейского происхождения, но в учет еврейских организаций попадает лишь 5,9 млн., так как остальные никак не участвуют в деятельности религиозных еврейских организаций. Естественный прирост у евреев также один из наиболее низких в мире. Кроме того, евреи - одна из самых атеистических национальностей: по данным международного исследования, в 1991 г., на “исторической” родине иудеев - в Израиле, оказалось 25,6 % не верящих в бога, не говоря об их численной принадлежности к религии в других странах мира.
А реальная экологическая картина современного мира наводят нас на совершенно жуткие мысли. Так, 21 марта, ежегодно весь мир отмечает День Земли. В преддверии этой знаменательной даты в 2017 году ученые из разных стран попытались оценить состояние нашей планеты. Выводы, к которым они пришли, в высшей степени неутешительны.
Вот уже много лет планета Земля тяжело больна. Причина всех ее хворей - человек. Испокон веков люди пытались приспособить природу под свои нужды. Но вот парадокс - чем больше они преобразовывали окружающую среду, тем менее пригодной для проживания она становилась.
Так, по данным американских ученых, с 1900 года уровень озона у поверхности Земли вырос в два раза, что чревато весьма неприятными последствиями для жизни и здоровья человека. Исследовав уровень смертности за 14 лет в 95 американских городах, специалист по здоровью окружающей среды из Йельского университета (США) Мишель Белл установил, что даже незначительное увеличение озона в атмосфере (на 10 миллиардных долей) повышает смертность на 0,52%.
А вот в странах ЕС наибольший вред здоровью наносят свинец, угарный газ, бензол и бутадиен-1,3, а также химические соединения, образующиеся в результате взаимодействия озона с выбросами автомобилей, работающих на дизельном топливе. По данным Еврокомиссии, ежегодно из-за загрязнения воздуха в Европе погибают 310 тыс. человек. Именно загрязнение воздуха стало причиной резкого падения продолжительности жизни населения в европейских странах. И действительно, за последний год средняя продолжительность жизни в Финляндии (самой благополучной в плане экологии страны Евросоюза) сократилась на 3,1 месяца, в Нидерландах - на 12,7 месяца, в Бельгии - на 13,6 месяца.
Но если проблемой ХХ века было загрязнение окружающей среды, то проблемой XXI века стало глобальное потепление. Еще несколько лет назад его воспринимали как страшилку, которой ученые мужи периодически пугают неразумное человечество. Однако зимой 2004-2005 года из различных уголков земного шара стала поступать все более тревожная информация на этот счет.
За последние сто лет практически исчезли знаменитые снега Килиманджаро (самой высокой горы Африки, расположенной на границе между Кенией и Танзанией). Если таяние ледников и дальше пойдет такими же темпами, к 2020 году они исчезнут без следа, предупреждают ученые.
Интенсивное таяние ледников наблюдается и в Гималаях. Ежегодно они отступают на 10-15 м. Если в ближайшее время этот процесс не удастся остановить, Индия, Непал и Китай столкнутся с необычайно крупными наводнениями. Впрочем, по мере того, как запасы льдов будут иссякать, им на смену придет засуха, связанная с обмелением Ганга, Меконга, Янцзы и других крупных азиатских рек, берущих начало в Гималаях.
Еще опаснее разрушение шельфовых ледников Антарктиды, зафиксированное профессором Крисом Рэпли из Британского антарктического общества. В начале ХХI века были получены первые тревожные данные о том, что ледники Антарктиды начали уменьшаться в размерах. В марте 2002 года раскололся на айсберги крупный шельфовый ледник Ларсена, и началось истечение льдов из внутренних районов Антарктиды. Зимой 2005 года подобные процессы были зафиксированы и на трех ледниках в западной Антарктиде, неподалеку от Южного полюса. По мнению профессора Рэпли, "разрушение шельфовых льдов Антарктиды может запустить цепную реакцию во всем мире".
Впрочем, это, похоже, уже произошло. Как заявил Тим Барнетт из Института океанографии Скриппса, проанализировав результаты многолетних наблюдений Национального управления США по проблемам океана и атмосферы, "в последние годы температура Мирового океана растет аномально быстро, что можно объяснить только антропогенными факторами, но никак не естественными процессами".
Однако лучше всего о наступлении эры глобального потепления говорит изменившееся поведение животных.
По данным Всемирного союза охраны природы (IUCN), Международная Красная книга пополнилась новыми видами животных и растений - теперь в ней указано почти 16 тыс. видов, которым грозит вымирание. По словам гендиректора IUCN Ахима Штайнера, "темпы вымирания различных животных ускоряются и уже почти в тысячу раз превосходят прогнозы". В ближайшие пятьдесят лет с лица Земли могут исчезнуть свыше 30% существующих сегодня видов животных и растений. Вымирание угрожает трети амфибий, четверти млекопитающих и каждой восьмой разновидности птиц. Особенно плохо придется черепахам - половина этих пресмыкающихся может исчезнуть, если не принять срочных мер по их защите. Впрочем, какими должны быть эти меры, сказать сложно, ведь и причины столь массового вымирания пока не определены.
Существенный вклад в уничтожение всего живого на Земле по-прежнему вносят браконьеры. Так, за последние сто лет с 40 тыс. до 3,7 тыс. особей сократилась численность тигров на полуострове Индостан. Специалисты объясняют это тем, что шкуры и внутренние органы тигров очень высоко ценятся на мировом рынке. Убитого тигра можно продать за 50 тыс. долларов, кости идут по 400 долларов за килограмм, лапа оценивается в 850 долларов, а зуб - в 120 долларов. Не лучше чувствуют себя и львы. За последние десять лет их поголовье на Африканском континенте сократилось вдвое и составляет сегодня всего 16 500 особей. Царь зверей пострадал из-за красивой шкуры, мода на которую сохраняется на протяжении тысячелетий.
Другая причина массового вымирания - разрушение естественной среды обитания видов. Так, по данным доктора Адрианова из Института биологии моря Дальневосточного отделения РАН, антропогенный фактор оказывает свое губительное влияние на все сообщества морских организмов. В настоящее время 30% обитателей Мирового океана угрожает вымирание. Не лучше ситуация и на суше. По подсчетам экологов, продолжительность существования современных видов птиц и млекопитающих составляет всего 10 тыс. лет, что в 100-1000 раз меньше, чем у их ископаемых форм. Если среду обитания будут и дальше разрушать такими же темпами, то через 16 тыс. лет 96% современной биосферы просто исчезнет.
Впрочем, не исключено, что вымирание пойдет еще быстрее, ведь его стимулирует то же глобальное потепление. Так, по данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), уже через 20 лет на Земле может не остаться белых медведей, тюленей и других представителей полярной фауны.
А вот по мнению профессора Криса Томаса из Университета Лидса (Великобритания), с помощью компьютерной модели изучавшего реакцию 1103 видов растений, млекопитающих, птиц, рептилий, лягушек, бабочек и других беспозвоночных на глобальное потепление, его не переживут от 15 до 37% видов, которые исчезнут с лица Земли до 2050 года.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОКУЛЬТУРА
Без труда немыслима никакая форма хозяйственной деятельности. Только трудом человека создаются все материальные и духовные ценности. Именно труд, уже осуществленный и овеществленный, а также совершающийся ныне во все более развитых формах, постоянно обогащаемый опытом, знаниями, новой технологией, есть фундамент человеческой цивилизации, способ ее существования и прогресса. И экономическая культура во многом определяется характером и содержанием труда, степенью его интеллектуализации, организованности, технической оснащенности, его эффективностью, производительностью. Но не только. Не менее важны общественная роль, престиж, моральный авторитет труда, которые тоже являются показателями степени цивилизованности того или иного общества, измерителями состояния его экономической культуры, сочетающей в себе материальные и духовные моменты.
Пора уточнить, что же такое экономика. Наше представление об экономических системах выражено в ряде работ, посвященных реформированию российской экономики. Оно не отделяет механизмов функционирования экономики от выходящих далеко за ее пределы целей, связанных с потребностями социума, в частности в его взаимоотношениях с природой. Очень в кратком изложении, экономика есть формы и методы хозяйственной деятельности человека, целью которой является удовлетворение потребностей и повышение благосостояния социума.
Не может не вызывать опасений взрыв потребления. В ХХ веке оно выросло в невиданных масштабах. В целом, в мире на личное и общественное потребление в 1998 г. расходы составили 24 трлн. долл., что вдвое больше, чем в 1975 г. и в шесть раз превышает объем потребления в 1950 г. Необузданность потребностей также является причиной роста преступности, хотя, безусловно, вероятность ее возникновения в слабообеспеченных слоях намного выше”.
Во Всеобщей Декларации Прав Человека закреплено положение о том, что “каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства” (ст.22), что “каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения” (ст.23, п.3) и что “каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам” (ст.25, п.1). ООН - организация межгосударственная, принимали и скрепляли подписью этот важнейший документ, строго говоря, государства. И те правительства, которые не выполняют требования данной Декларации - пусть даже под смешным и позорным предлогом “невмешательства государства в экономику”, - должны признать либо свою несостоятельность, либо что они - не правительства. В международном праве масса аналогичных установлений, вот еще одно: “Всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу” (Конвенция МОТ № 117, разд.1, ст.1).
Определив культуру как меру развития человека и человечества, всех сторон их деятельности, мы вовсе не разрешили, а, напротив, лишь обрисовали весь огромный комплекс проблем, качественно характеризующих жизнедеятельность человека, общества как части природы - как совершенно особой ее части (даже в ряде отношений противостоящей окружающей природной среде), а самого человека как существа, принадлежащего одновременно природе и обществу, а потому воплощающего в себе и своей практической деятельности все характеристики их взаимодействия - от единства до противоположности.
Количество народов, населяющих нашу планету, точно не подсчитано: назывались цифры 584, более 880 и т.д. В “Атласе народов мира” (М., “Наука”, 1964) указана цифра 224 (на 1961 год), зафиксировавшая только народы численностью более 1 млн. человек. Их количество на 1978 год выросло до 269. В “Демографическом энциклопедическом словаре” (М., “Советская энциклопедия”, 1985, с.273) приводится свой вариант: “В мире насчитывается ок. 3 тыс. народов”.
“Лингвисты насчитывают в мире около 5 тысяч языков, в том числе одних только папуасских - свыше тысячи” (С.И.Барг. Население мира. Этно-демографический справочник. М., “Наука”, 1981, с. 89, а также 91 и 93). “вДемографический энциклопедический словарь” (с. 274) поясняет: “Общее число языков мира определяется в 4 - 5 тыс. (точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка)”. Одних только государственно организованных народов, состоящих членами Организации Объединенных Наций, - почти 200.
Жизнедеятельность человеческого общества охватывает все новые области расширяющейся практики и взаимодействия с природой; соответственно этому все шире и многообразнее становится область приложения и развития культуры, растет число ее специализированных отраслей. Это касается и материальной, и духовной культуры, которые во многом сближаются между собой: говорить об “онаучивании производства” стало уже банальностью, так же как и о своего рода “индустриализации” науки - о насыщении ее приборами и техникой для экспериментов, о создании опытных производств, а также “приборов”, превышающих по своим масштабам целые заводы, вроде синхрофазотрона; кроме того, совершенно очевидно переплетение сугубо производственных, утилитарных задач с духовыми, эстетическими, например, в такой отрасли деятельности, как промышленный дизайн.
Современные авторы все чаще обращаются к стороне взаимосвязей человека и природы, к органическим потребностям человека, к естественным основаниям организации человеческого сообщества, то есть к естественному праву, включающему в себя и собственно взаимодействие общества с природой.
Вопрос о синтезе или симбиозе культур очень остро стоит, когда мы говорим о мировой духовной культуре, представляющей собой огромный комплекс культур различных стран и народов, народностей, племен.
Развитие наций и народностей и их взаимоотношений, судьба национальных культур и языков есть вопрос всемирно-исторический в самом буквальном и полном смысле слова, ибо речь при решении этого вопроса идет о путях дальнейшего хода истории, о перспективах развития человечества в целом. Я уже напоминал в предыдущем тексте о том, что, начиная с эпохи Великих географических открытий вымерли или просто были физически истреблены десятки, а может быть, сотни народностей и племен.
Дело в том, что все многообразие существующих и ранее существовавших национальных языков и культур представляет собой культурный генофонд человечества (термин предложен В.С.Марковым в 1982 г.) - своего рода базу (одну из баз) дальнейшего развития всей мировой духовной культуры.
Имея это в виду, нельзя не согласиться с тем, что вполне авторитетное положение о преодолении национальных различий, - если его распространить на языки и культуры, - не столь уж научно и не столь прогрессивно, а, скорее, реакционно. Совершенно не случайно уже с ХУ111 века в филологической и исторической науке начался стихийный процесс восстановления утраченных, “мертвых” языков, возникло даже своего рода соревнование ученых по расшифровке древних систем письменности: еще не осознанные в полной мере тенденции прогресса человечества, если так можно выразиться, “давали задание” исследователям для обеспечения поступательного движения мировой культуры на этом новом направлении. В ХХ столетии эти научные направления уже встали на ноги и работали на всю возможную мощь, достигая хороших результатов, которые можно оценить как доброе начало на пути возможно более полного восстановления культурного генофонда человечества с использованием все более мощных и эффективных средств и методов научного поиска.
Философия экокультуры
Философски подготовленный читатель вполне мог уловить, что проблемы современной экономической и экологической культуры постоянно анализировались в тесной связи с коренными для философии вопросами - об общем и отдельном, о части и целом, о целостности и многообразии, о характере прогресса (развития, движения). Собственно говоря, обсуждение вопросов такого рода (или - что почти одно и то же - рассмотрение интересующих нас проблем в данных аспектах) составляет основу философского подхода к осмыслению явлений и процессов действительности, коренными эти вопросы являются и для теории познания, и для решения знакомого со студенческой скамьи основного вопроса философии.
В самом деле, даже вопрос о познаваемости мира не может обойтись без опоры на указанные пары понятий. Если мы способны познавать (воспринимать или иметь изначально) общие идеи, то как мы можем обойтись без тех или иных проявлений общего в частном, идей - в явлениях? И сколько бы мы ни принижали эти явления, как бы ни отгораживались от их познания, мы вынуждены признавать, что эти презренные осколки низменной действительности тысячами нитей связаны со столь греющими нам душу высокими абстракциями, поскольку они - частицы общего, его законные дети, и между ними тянется генетическая связь, позволяющая установить их родство, а следовательно, распознавать в частном общее, а в общем частное.
Хотя конкретные науки уже накопили необходимый материал для того, чтобы сделать значительный шаг вперед в раскрытии всеобщих законов природного мира, в философской литературе до сих пор эти данные обобщаются слабо. Продолжается в значительной мере “пережевывание” старых догм относительно материи и в частности ее независимости от сознания, наличия трех законов диалектики, времени и пространства как форм существования материи и т.д. Что же касается открытия новых всеобщих законов природного мира, то в философской науке эта проблема фактически не встала и до сих пор. Одним словом, философские взгляды не только не находятся на уровне современных проблем науки, но и отстают от него на целое столетие.
А между тем к обоснованию единой картины мира следует идти различными путями - не только “снизу”, путем развития конкретных естественных и общественных наук, но и “сверху”, путем развития самой философии и ее общих законов. Однако этому не способствуют все чаще раздающиеся голоса о том, что философия это не наука, а мировоззрение или даже идеология.
Природа человеческого познания такова, что любой его объект может быть поначалу опознан, а затем воспринят именно как целостность - и только как целостность: что это такое, каково может быть мое взаимодействие с этим объектом, какой вред или польза могут воспоследовать вследствие контактов с ним? Причем путь формирования непосредственного восприятия (с постановкой аналогичных вопросов) по существу ничем не отличается от самых специализированных и насыщенных мудреной терминологией научных исследований, - меняется форма поставленных вопросов, а человек, дающий имя воспринимаемому объекту, когда он обряжается в мантию ученого, оснащает это имя россыпью терминов.
Человеческое познание мира всюду обнаруживает тягу к выявлению и осмыслению сущности целого, - даже “видимую” с помощью различных приборов Вселенную и даже весь беспредельный космос наука пытается представить как некую целостность, отыскивая аргументы в пользу существования и действия единых для всего Мира закономерностей движущейся, меняющей свои формы материи, строя модели единого поля и т.д.
Как бы то ни было, идея единства Мира, целостности всей Вселенной имеет своим следствием установить иерархию законов - от самых общих до частных, относящихся к существованию и развитию низших классов явлений, сугубо специфических процессов, предметов, явлений, отношений. Знаменитое кантовское “звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас” в соответствии с таким подходом должно иметь некое общее фундаментальное основание и, следовательно, какие-то общие черты, сходные проявления, а значит, скрытую в глубинах Бытия общую сущность.
Физика и математика, геология и биология обязаны, таким образом, обнаруживать сходство и родство с законами нравственности и справедливости, с принципами и нормами художественного освоения мира, с закономерности человеческой психологии, ощущений, представлений, творческого воображения и разума. А ведь так оно и есть. Открытые Пифагором семь нот оказались достаточными для того, чтобы в них и через них укладывалось все музыкальное богатство мира - от “трудовых” песен древнеегипетских рабов и волжских бурлаков, колыбельных напевов и частушек до величественных симфоний, искрометных оперетт и оглушительных завываний современных эстрадных, однообразных по сути, вариаций на тему светошумовых эффектов, оригинальных костюмов с попытками приблизить их к костюмам Адама и Евы и изощренных телодвижений. И на все про все - 7 нот!
Хотя и разных регистров, с бемолями и диезами. Столь же единую физическую основу имеет все буйство красок природы, преобразованное в многообразие живописного воспроизведения действительности в рамках многочисленных эстетических систем, разнообразных художественных школ и течений, самобытных национальных и региональных традиций. Всего семь основных цветов спектра - именно на них разлагается привычный для нашего глаза “белый свет” Солнца. Так фундаментальные свойства материи и энергии смыкаются с принадлежащими, по всеобщему признанию, к высшим продуктам духовной культуры результатами творческого воображения, а то и прихотей отдельных индивидуальностей.
Для нас в данном случае важна констатация закономерной взаимосвязи совершенно разных, казалось бы, классов явлений, принадлежащих к совершенно разным сферам действительности. Ибо отсюда логично вытекает идея именно взаимосвязи, а значит, и обратной связи - хотя, разумеется, в разных формах, которые еще предстоит установить, вычленить и исследовать. Но в общем виде - как говорится, в первом приближении - уже можно сформулировать следующее правило, в чем-то сходное с кантовским императивом: к материальному миру, окружающему человека, вполне приложимы закономерности человеческого познания и чувственно-практического освоения действительности, в частности, принципы и нормы нравственности, справедливости и законы красоты, то есть эстетического освоения действительности. Разумеется, в преобразованном в соответствии с особенностями того или иного фрагмента объективной реальности виде, а не механически - прямолинейно. Нарушение этих законов, норм и правил, отступление от них в практической деятельности человека и человеческих общностей разного уровня - вплоть до человечества в целом означает нарушение взаимосвязей человека с окружающим миром.
«Мой великий учитель – Иммануил Кант».
В молодые годы, пока фундаментально не занялся наукой экономической теории, я иногда размышлял над осознанным собственным мировоззрением, и чтобы лучше понять ее, упражнял свой разум. Одним словом, пытался философствовать, защитил даже кандидатскую диссертацию на тему «философские проблемы социализации молодежи в новых условиях хозяйствования». Много читал и почитываю по сей день философских сочинений разных времён и авторов. Даже сам упражнялся в написании и издании некоторых своих трактатов. Но я никогда не осмеливался, называть себя философом.
Всегда интересовался, и интересуюсь по сей день, книжными новинками в области философии. На свои скудные средства, не задумываясь, приобретал их и читал с карандашом в руке. Особо огромное наслаждение испытывал, когда мне удавалось их обсуждать с понимающими собеседниками. А иногда мне удавалось прочитать даже очень старые, антикварные книги. Но разве всё перечитаешь? Сколько их, прекрасных, умных, нужных. А сколько прошло мимо нас, потому что мы о них не слышали, не успели прочесть, не заметили, не были доступными, а порой были даже запрещенными...
Совсем недавно, в старом книжном шкафу у своего большого друга, мудрого и известного публициста, журналиста, воспитанника Отечественной философской школы МГУ имени М.В. Ломоносова ещё с Советского периода - Владимира Семеновича Маркова, в его роскошной библиотеке, я заметил старую книгу, с потемневшим кожаным корешком: «Иммануил Кант. Антропология. С.-Петербург. 1900». Забыв обо всём на свете, решил его насквозь проштудировать. Но, прежде всего, сильно задумался.
Бог ты мой, как давно! Когда первый читатель взял в руки эту книгу, еще не было ни русско-японской войны, ни 9 января, ни Октябрьской революции, люди еще зажигали по вечерам керосиновые лампы и только смутно слышали об автомобиле и самолете. Но ведь это русский перевод, русское издание! А создавалась «Антропология», сиречь «Человековедение», в конце XVIII века. Ее автор, великий немецкий философ, ходил в парике с завитыми буклями, носил кружевные жабо, а иностранным членом Петербургской Академии наук его сделали - по повелению Екатерины Второй! И еще известно: по времени, когда он выходил на прогулку, жители Кенигсберга проверяли свои часы...
Что же нам сегодняшним - взбудораженным, напряженным, суетным - может он сказать о человеке? Чему научить?
Раскрываю наугад и с великим удивлением читаю фразу, как бы только что написанную: «Самая серьезная революция во внутреннем мире человека — это выход из той неправоспособности, в которой виноват он сам. Вместо того чтобы, как было доселе, позволять, чтобы за него думали другие, а он только шел на помочах, теперь он решается на собственных ногах идти на почве опыта вперед, хотя бы еще и колеблющимся шагом».
И еще - почти афоризм, почти лозунг, который был бы ох как уместен на наших яростных сегодняшних политических событиях: «Эгоизму можно противопоставить только плюрализм».
Это вывод из рассуждений о трех видах эгоизма. Логический эгоист полагает единственно правильными свои собственные суждения и не считает нужным проверять их с помощью рассудка других людей. Эстетический эгоист превыше всего ставит свой собственный вкус, для него прекрасно только то, что нравится ему самому. Моральный эгоист, стремится исключительно к собственной выгоде, ему неведомо чувство долга. Отвергая все виды эгоизма, Кант выдвигает «максиму» (принцип): в отношениях с людьми ставить себя на место другого.
Я многое знал о великом философе. Почты все его труды проштудировал ещё тогда, когда я учился в Бакинской высшей партийной школе и готовился к сдаче кандидатского минимума по философии в академии наук республики Азербайджан.(1983-1985гг.). Знал и то, что этот пунктуальный совершатель прогулок, вовсе не педант и не аскет. В этой работе он пишет о страстях и аффектах, о скуке и об удовольствиях. Он считает умение развлекаться искусством, даже далеко не заурядным искусством, называет его диететикой духа, помогающей собираться с новыми силами.
Человеку необходимы музыка, танцы, игра. Ему может доставить удовольствие «хороший обед в хорошем обществе». Великий философ не считает излишним описать все тонкости общего обеда. «Думающему человеку, - полагает он, - есть одному вообще нездорово, потому что за одиноким обедом он имеет дело только с самим собой и теряет живость». Но дело не только в этом. Незначительные на первый взгляд нюансы застолья таят в себе общий интерес, способствуют «красоте форм общественной жизни».
Итак, сколько же людей должно быть за столом? Соглашаясь с великим знатоком этикета англичанином Честерфилдом, Кант советует: «Не меньше числа граций, но не больше числа муз. Это значит — не меньше трех и не больше девяти. (Кстати, современные психологи считают наиболее приятным и продуктивным общение примерно в таких же компаниях.) Не слишком большое количество гостей позволяет сделать беседу общей - нехорошо, когда каждый говорит только со своим соседом! О чем говорить? Уместны рассказы о новостях, рассуждения, шутки. Надо вообще выбирать такую тему, которая интересует всех и каждому дает возможность что-то сказать. Непозволительно говорить что-нибудь плохое по адресу отсутствующего, а если один из гостей допустил такую бестактность, нельзя выносить его слова за пределы общества. Это уже область моральной культуры.
«Если об одном из моих друзей станут говорить что-нибудь нехорошее, я в суровых выражениях стану на его сторону. Я не позволю воспользоваться собой как орудием, чтобы распространять эти дурные сплетни!» — воинственно восклицает Кант. Развивая эту мысль, он утверждает: есть вместе — значит доверять друг другу. Именно это заложено в старинных обычаях грузинской национальной культуры и, особенно, в традициях грузинского застолья. Там, тамада, на время пиршества – властелин, он умело регламентирует образ мысли присутствующих, направляет логику суждений и формулирует общие приемлемые выводы и умозаключения по обсуждаемым проблемам, явлениям. «Грузинское застолье – зеркало национальной культуры, академия нравственности», так отметил в своих впечатлениях о пребывании в Грузии, великий француз А. Дюма. А вот, например, в России, когда подносят гостю хлеб-соль, хотят этим сказать, что он будет здесь в безопасности.
Конечно, за столом можно спорить, рассуждать — но ни в коем случае не о правах! Вообще надо «держать себя и свои аффекты в такой дисциплине, чтобы были заметны взаимное уважение и доброжелательность».
Именно такие обеды для друзей устраивал у себя Кант. Существует даже картина «Обед у Канта». В свободных позах сидят за овальным столом гости, видимо, разговаривают. Услышать бы, о чем! Впрочем, кто-то из них оставил воспоминания: однажды говорили о молодом Бонапарте; о положении в Англии; о странностях характера русского императора Павла I. И еще любопытный пустяк: Кант рассказал, что толченый уголь удаляет всякую гниль — он как будто проверил это на опыте... Знали бы они, что через 200 лет активированный уголь будет одним из популярных лекарств именно в токсикологии!
Признавалось ли за столом у Канта вино? На картине, во всяком случае, присутствует графинчик. Но что философ осуждал категорически, так это невоздержанность. В главе «О пьянстве» он рассматривает эту склонность в аспекте общественной значимости. Берущему в руку рюмку следует помнить, что опьянение, которое не вносит оживления в общество и не содействует обмену мыслей, имеет в себе нечто вредное. Вино вообще страшно тем, что действует на рассудок, изменяет личность, Не пытайтесь судить о характере человека, когда он пьян — в этом состоянии он перестает быть самим собой, так как «к сокам, пробегающим по его жилам, примешалась другая жидкость». «Невоздержанность на возлияния в обществе, доходящая до помрачения чувств, невежлива не только по отношению к тому обществу, где он находится, но и по отношению к собственному достоинству».
Внутренний моральный закон, разум, чувство долга — вот что ценит Кант в человеке. Чем больше вчитываешься, тем больше понимаешь — это пребудет вечно. Многое суетное, сиюминутное минет, а это останется. И Кант в его пудреном парике начинает казаться живым, существующим где-то близко. Так и хочется сказать: «Пойдем в гости к Канту!»
Можно представить себе один день из его жизни - ясный летний день 18 июня 1789 года. Звонок дверного колокольчика, может быть, просто стук в дверь его дома на тихой Принцессинштрассе. Молодой иностранец, только сегодня прибывший издалека, хочет видеть господина профессора. Его приглашают в кабинет. Разговор длится три часа. Прощаясь, Кант вынимает из кармана книжечку и записывает незнакомое русское имя — Николай Карамзин.
А Карамзин почти бежит в гостиницу, где остановился,— скорее, скорее сесть за стол и записать все, что услышал и увидел...
«Худенький старичок, отменно белый и нежный»,— таким показался Карамзину Кант — тот самый Кант, которого один из друзей называл не иначе как «всесокрушающий». «Белый и нежный» могло в ту пору звучать комплиментом. А что касается «старичка», то ведь Карамзину было 23 года — возраст, когда всякий, кто, старше хотя бы на немного, уже начинает казаться стариком. Впрочем, Кант тогда действительно был уже стар. Но ему еще предстояли годы интенсивнейшего труда, предстояла «Антропология», предстоял удивительный трактат «О способности духа силою только воли побеждать болезненные ощущения».
Да, это он умел! Ведь и знаменитые обеды, и прогулки были лишь частью гигиенической системы, которую Кант создал для себя, преодолевая врожденную болезненность и даже приступы ипохондрии, свойственные ему в юности.
Одним из чувственных величайших наслаждений для себя он считал - работу. И главный принцип его системы — не щадить свои силы, не ослаблять их праздностью и излишним комфортом.
«Не упражнение органа столь же опасно, как и его перегрузка». Надо меньше лежать: «постель — гнездо болезней». Это правило Кант соблюдал неукоснительно — вставал в пять утра, ложился в десять вечера и, кажется, только на восьмидесятом году впервые лег в постель днем.
«Голову, ноги и грудь надо, считал он, держать в холоде, ноги мыть ледяной водой. Гулять каждый день, в любую погоду. На улице дышать носом».
Разумная тренировка, четкий режим дня, закаливание — так перевели бы мы на сегодняшний язык систему Канта. Но он добавлял к этому еще и силу духа, нравственный приказ себе самому. Если не можешь, например, заснуть — вызови сон собственным усилием! Для Канта было магическим слово «Цицерон» и, мысленно повторяя его, он засыпал (я тоже попробовал, и у меня получилось!).
Биографы Канта с удивлением отмечают: он умел приостанавливать у себя проявления простуды, насморк. В течение тридцати лет ни разу не болел, а старческая дряхлость пришла к нему лишь на пороге девятого десятка...
У философа были преданные ученики, были единомышленники и последователи. Но многих ли увлек Кант — создатель собственного здоровья? Многие ли нашли в себе достаточно сил, чтобы, подобно ему, преобразить самих себя?
Мне кажется, что те люди, которые хотя-бы один раз прикасались к наследию великого мыслителя, не важно, какую работу они прочитали, у них должно быть произойти непременное перевоплощение разума в сторону совершенства личности, облагораживания его духа и нравственности. А скольким людям при жизни он указал путь к пониманию смысла и цели бытия человека, и скольким он будет поучать по сей день.?
Если бы даже Кант помог стать здоровым только самому себе и этому талантливейшему человеку, все равно хотелось бы поклониться ему за одно это. Я расстаюсь с «Антропологией» и, перед тем как вернуть ее своему владельцу, снова читаю первую страницу. Начиная свой труд, Кант предупреждал, что займется прагматической антропологией, то есть будет говорить не о том, что дала человеку природа, а о том, что «он, как свободно действующее существо, может и должен сделать для себя сам».
А может он, оказывается, сделать многое для своего здоровья, для души, для тех, кто с ним рядом. Почему же, почему мы делаем так мало?
Ответ на этот вопрос прост: потому что многие, быть может, очень многие, во все не знакомы с такими светилами человеческой мысли, как Кант, Гегель, Аристотель, и многих, многих звезд, и потому еще не определили себе своего Учителя, не выбрали себе своего достойного кумира хотя бы для подражания, не говоря уж об анализе жизненного кредо многих выдающихся личностей, ореолами которых так щедро усыпана наша планета Земля, чьи имена мерцают в сознаниях людей, подобно звёздам в небесах галактик. Нужно только внимательно приглядеться к ним, выбрать для себя близкого по духу хотя бы одного мыслителя, присмотреться к его творчеству через свою синергетическую диалектику, и всё. Вот он, твой кумир, твой учитель, у которого ты можешь всему научиться и жить достойно, подобно разумному человеку.
Я горжусь тем, что ещё в молодые годы, среди множества звёзд я выбрал имя Великого Канта, и могу с уверенностью сказать, что именно он и есть, мой великий Учитель, к чему и Вас призываю уважаемый читатель.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО НАРОДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Председателям обеих палат парламента.
… 7. Единственное оружие, которым располагает человек, а значит и народ, которому необходимо преодолеть трудности на своем пути, это знания и нравственность. …
(Там же: Н.Н.Моисеев. С мыслями о будущем России, с. 200 - 207).
Источник: http://www.cic-wsc.org |