МНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКСПЕРТОВ И НАША ПОЗИЦИЯ (сс. 46-51) - не изменились !
Специалисты Украины и стран Западной Европы много сил тратят на анализ сложившейся в экономике независимого украинского государства ситуации. Предлагались всевозможные рецепты от глобальных программ по реформированию экономики до локальных проектов на той или иной территории. Последнее заинтересовывало всех еще в 1989 г. скоростью реализации.
Конечно, идея специальной экономической зоны - привлекательна для приморских городов и, в частности, для портов. Именно, с портов и начиналась в мире практика активного привлечения капитала, в первую очередь, торгового. И первая документально известная специальная экономическая зона в 166 г. до н.э. была создана на греческом острове Делос, где купцы освобождались от таможенных сборов, налогов и ряда формальностей. Это привело к тому, что около столетия Делос играл значительную роль в торговле между Востоком и Западом. Нам, потомкам понтийцев на берегах древней Меотиды желательно и сегодня сыграть роль моста между Западом и Востоком, но только какую форму выбрать в качестве перспективной организационной структуры ?
Может быть действительно повторить опыт древних греков, современного Гамбурга и портов Порт-Рашид и Джебель-Али в Дубай ? Но какие у нас для этого возможности ? Что сделано, по мнению специалистов, в Украине для создания специальных (свободных) экономических зон ?
15-16 апреля 1999 г. на научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития специальных (свободных) экономических зон в Украине" (г.Ялта-Крым) наибольший интерес собравшихся вызвал доклад Немецкой консультативной группы по экономике при Правительстве Украины "Могут ли особые экономические зоны вызвать экономический рост в Украине ?", который зачитала Фелицитас Меллерс.
Фелицитас Меллерс твердо заявила, что цепь "инвестиции - рост - занятость -благосостояние населения" до сих пор не пришла в действие. И подчеркнула: "В пользу утверждения о том, что особые экономические зоны в прежнем виде задуманы бесперспективно, говорит и тот факт, что, несмотря на это, в течение прошлого года было создано несколько особых экономических зон, которые после некоторого увеличения в первом полугодии 1998 г. уменьшили приток иностранных инвестиций... Если вся страна увязла в кризисе и является непривлекательной для инвесторов, в особых экономических зонах невозможно создать острова экономического роста," Очень нерадостная картина приведена и в докладе "Свободные экономические зоны в Украине: средство стимулирования инвестиций ?", подготовленном д-ром Акселем Зиденбергом, проф.д-ром Лугцем Хоффманом, д-ром Фолькхартом Винценцем, д-ром Штефаном фон Крамон-Таубаделем, Фелицитас Меллерс, д-ром Ульрихом Тиссеном, Аннели Тюббен, д-ром Кристиан фон Хиршхаузеном, Людвигом Штриве. В нем по поводу Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "Об общих принципах создания и функционирования особых (свободных) экономических зон" и Закона об ОЭЗ и особом (функциональном) режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области говорится: "В итоге можно прийти к выводу, что настоящие законопроекты создают предпосылки для организации сильно регулируемых, планово-экономических регионов. Их целью является стимулирование регионов, основывающееся на инвестициях. Однако, по поводу того, будут ли действительно осуществляться инвестиции, из-за отсутствия стимулов существуют глубокие сомнения." (стр.4). И обоснованно утверждают, что "инвесторы воспримут в качестве отрицательного момента то, что в регионе, в который они инвестируют, кредиты утверждаются администрацией. Вместо этого они ждут кредитных учреждений, которые конкурируют за то, чтобы предложить наиболее выгодные условия." (стр.11). Даже положение о ликвидации предприятия в ОЭЗ вызывает вопросы экспертов: "Если предприятие работает экономически неэффективно, то руководящему органу было бы кстати, если бы оно было быстро ликвидировано, чтобы дать другим, лучше работающим предприятиям возможность взять на себя эту деятельность. Поскольку предприятия способны работать экономически эффективно, то они не могут быть заинтересованными в ликвидации. Однако, разрешение ликвидации предприятий, в свою очередь, является регулирующим элементом, который удерживал бы инвесторов от инвестирования" (стр.17). Поэтому закономерен вывод: "Немецкая группа консультантов считает указанные мероприятия по привлечению инвестиций малопривлекательными. .. Указанный здесь подход, по нашему мнению, создаст многочисленные новые учреждения, однако мало настоящих стимулов для инвестиций." (стр.18).
Но возможно специалисты из Германии не разобрались ?
В выступлении Председателя Совета Министров Автономной Республики Крым Сергея Владимировича Куницына, возглавлявшего госадминистрацию СЭЭЗ "Сиваш", прозвучала убежденность, что специальные экономические зоны являются средством решения проблем, но не для всех. Им были приведены цифры, что 4% населения Крыма в СЭЭЗ "Сиваш" дают одну пятую всей продукции Автономной Республики Крьм. Поэтому на научно-практической конференции в 16 апреля 1999 г. (г.Ялта-Крым) все собравшиеся единодушно избрали Сергея Владимировича Президентом Ассоциации специальных (свободных) экономических зон Украины (фактически это является реализацией инициативы ученых Мариуполя 1994 г. о создании Приазово-Крымской Ассоциации СЭЗ "Согласие", но нами предусматривалось участие в ней и Российской Федерации; дали согласие руководители Таганрога) . Но только цель создания Ассоциации СЭЗ Украины так и осталась расплывчатой; то ли для лоббирования интересов участников в Кабинете Министров Украины (это будет непонятно не только докторам экономических наук из Германии), то ли для возможности заниматься предпринимательской деятельностью работникам аппарата Минэкономики Украины (зам.директора Института Минэкономики Украины, проф. В.И.Пила довел до сведения всех собравшихся, что к ним в институт перестали даже направлять разработчиков проектов СЭЗ, которых они консультировали без какой-либо оплаты), то ли для представительства за границей (вообще странная задача, дублирующая саму идею СЭЗ).
И это не мелочи, а четкое подтверждение сомнений Немецкой консультативной группы. И эти сомнения не развеяли ни городской голова Славутича Киевской области В.Удовиченко, ни голова Яворивской райгосадминистрации Львовской области С.Лукашик, ни заместитель головы обл-госадминистрации Донбасса А.Клюев, ни тем более зав.отделом Донецкой облгосадминистрации В.Шубин. Складывается впечатление, что только дойдя в регионе до социального взрыва можно получить разрешение на открытие той или иной особой экономической зоны. В этом плане заслуживает внимание доклад "Перечисление мер для экономического роста в Украине", подготовленный той же группой немецких консультантов. В нем отмечается, что Украина и Казахстан отличаются наибольшей энергоемкостью валового внутреннего продукта (2,15 и 2,51 кг. условного топлива/$ВВП; см.стр.3), а относительно сельскохозяйственного производства, то "государство принадлежит к наиболее значительному организатору бартерных операций в экономике. Вмешательство государства в текущую предпринимательскую деятельность необходимо на протяжении ближайших трех месяцев сократить как минимум на половину. Государственные директивы на центральном, а в первую очередь на региональном уровне, становятся препятствием развитию рынка. Это ограничивает свободу выбора производственников как качественных поставщиков, так и качественных заказчиков, а цены из-за этого перекручиваются. Государственные поставки только для проформы даются в форме кредитов, на деле они нередко являются субсидиями, которые никогда не возвращаются."(стр.4).
Какие в этом положении могут быть особые экономические зоны в том или ином регионе еще не доведенном до грани полного развала хозяйственных связей ?
Вообще экономическое положение в Украине, по мнению не только немецкой группы консультантов, но и аспирантки Института экономического прогнозирования НАН Украины (Киев) Татьны Вахненко и координатора энергетической деятельности в постоянном представительстве Международного банка в Украине Константина Скорыка, не улучшится в ближайшие годы. Так ВВП (внутренний валовый продукт) уменьшится еще в 2000 г., а его роста практически не прогнозируется и до 2006 г., но долги будут расти, а основная сумма внешнего долга к 2006 г. практически удвоится, достигнув 109818 млн. гривен (Аксель Зиденберг, Лутц Хоффман и др."Украина на перепутье".- Киев, "Феникс",1998.-с.103-103).
В этих условиях необходимо делать реальные шаги для поиска внутренних источников саморазвития, организуя самоинвестирование. А действительно, кто в таких условиях даст деньги для роста ? А если и дадут, то чем отдавать даже проценты ?
Сегодня, как ни странно, даже в Украине есть реальная, обнадеживающая практика работы на региональном уровне. Примером может служить Еврорегион "БУГ", объединяющий Волынскую область и четыре воеводства Польши; Люблинское, Хелмское, Тарнобжеское и Замостское. Если по выделенной территории в созданный на Европейском континенте 87 Euroregion "BUG" Украина и Польша соблюли практически паритет (со стороны Украины - 202 00 кв.км; всего по Еврорегиону - 44121 кв.км), то по всем остальным показателям имеются существенные различия (в два раза больше населения и в четыре раза больше населенных пунктов со стороны Польши; 3456367 чел. общая численность по Еврорегину; 5448 поселений в Еврорегионе). Волынь при всей своей аграрной направленности (при сравнении с Востоком Украины) имеет одну из наиболее экспортно-ориентированных структур в ряде отраслей народного хозяйства. О общем уровне международной специализации отраслей свидетельствует коэффициент относительной экспортной специализации (КОЭС). Значения КОЭС для пищеперерабатывающей промышленности, машиностроения, легкой и химической отраслей для Волыни составляют: 6,10; 0,5; 1,75; 0,64, а для Украины - 1,53; 0,39; 0,50; 1,37. Очевидно, что пищеперерабатывающая промышленность, как и легкая промышленность - это та основа, которая должна сыграть свою роль в реализации интеграционных программ в Еврорегионе. Действительно при производстве 1,5 % ВНП (валового внутреннего продукта) Украины Волынь в экспорте продукции агропромышленного сектора намного превышает свою квоту в ВНП. Создание Еврорегиона заставило все интеллектуальные ресурсы области бросить на обеспечение эффективной его деятельности, на проведение всех необходимых и сопутствующих мероприятий, на анализ ресурсной базы и экспортных возможностей. В результате имеем при анализе внешнеэкономических связей за 1997 г. и сопоставлении с 1995 г. значительный рост объемов экспорта и импорта. Значительно вьрос экспорт в .Австрию, Болгарию, Чехию, Эстонию, Францию, Германию, Латвию, Литву, Молдову, Ирландию, Англию, США, Швейцарию, а также увеличился и импорт из этих стран. Сказалась и деятельность малых предприятий непроизводственной сферы, что позволило увеличить экспорт из области ранее импортированных в нее товаров. В чем же источник активности ? Прежде всего в росте ответственности и заинтересованности людей в результатах своей работы. Пример более ответственного отношения к труду дали индивидуальные хозяйства польских воеводств, которых в 1995 г. в Еврорегионе со стороны Польши было 242868 против 568 со стороны Украины. Да и в целом более высокий уровень жизни в воеводствах (лучше развита социальная инфраструктура) заставил активизироваться практически все слои населения в Волынской области, резко увеличив интеллектуальную нагрузку на руководителей практически всех звеньев (повышая интеллектуализацию труда целых социальных групп). Можно было б это достигнуть в масштабах локальных субзон ? Только частично. И вообще, если добросовестно провести социально-экономический анализ, то мы не обнаружим превалирующего значения каких-либо иностранных инвестиций на Волыни. Трудно не согласиться с Немецкой консультативной группой, подготовившей в марте 1999 г. доклад "Что нового на Западе ? Возможности и пределы региональной политики, направленной на развитие предпринимательства на примере Западной Украины (Львовский регион)", которые настойчиво подчеркивают, что "Иностранные инвесторы могут дать импульсы для экономического роста. Однако они не могут быть спасителями целого региона. Даже такая страна как Польша, создавшая благоприятный климат для прямых иностранных инвестиций, получила в 1993-98 гг. "только" 20 млрд. долларов США в виде прямых иностранных инвестиций при общей сумме инвестиций в размере 250 млрд.долларов США." (стр.3). И далее "Сюда же относятся усилия по созданию особых экономических зон ... Это намерение иллюзорно. Силы, затрачиваемые на создание таких зон, следовало бы направить на стабилизацию инвестиционных рамочных условий по всей стране. В противном случае будут и впредь приниматься решения типа "островов", которые для государства в целом могут иметь только негативные последствия." (стр.3). Поэтому мы выступаем за реализацию регионального подхода, в первую очередь. Не обязательно создавать Еврорегион, а можно спланировать региональное развитие, опираясь на активизацию сложившихся веками социокультурных связей, например, при создании Мариупольско-Бердянского региона (территория хозяйственной деятельности Азовского казачьего войска в XIX веке) и т.п.
Вспомним исторические справки зарубежных коллег, которые являются неотъемлемой частью технико-экономических обоснований. В историческом плане Мариупольский регион является одним из самых интересных регионов планеты, т.к. в XIX веке практически 100 лет в нем складывались и функционировали две самые эффективные в мире специальные экономические зоны. Имеется ввиду город Мариуполь с греческим самоуправлением (с 1779 г. по 1859 г., а деятельность Греческого суда продолжалась до 1870 г,) и Азовское казачье войско (с 1831 г. по 1866 г.). Если учесть, что население из этого региона никогда после успешной самостоятельной хозяйственной деятельности не депортировалось (даже часть переселенных на Кубань казаков была в последствии возвращена), то условия для комплексных инновационных инициатив в области предпринимательства действительно уникальные. Это и обуславливает наш интерес к созданию специальных (свободных) экономических зон (проекты СЭЗ "Мариупольский торговый порт", СЭЗ "Азовье", СЭЗ "Азовмаш", СЭЭЗ "Азовье" и наконец СЭЗ "Азов") и Еврорегионов (проекты "Азовского Региона", Мариупольско-Бердянского региона, обоснование Азовского Еврорегиона).
Мариуполь (Кремнесъ), 18.05.1999 г.
Источник: http://perso.orange.es/elg79/Obbama%20a%20new%20President%20USA.pdf |