"Azov Academy"Пятница, 2024-03-29, 5:47 PM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Publisher | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
МАКРОЭКОНОМИКА/ ECONOMICS - лекции [49]
Сокращенный курс макроэкономической теории с использованием фундаментальных работ Зиновия Григорьевича Ватаманюка, Виктора Дмитриевича Базилевича, Валерия Александровича Васильева, Кемпбелла Р. Макконелла и Стенли Л. Брю

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Информационное обеспечение дистанционного обучения » МАКРОЭКОНОМИКА/ ECONOMICS - лекции

Современная международнаяч экономика, основанная на Законе Сохранения Труда/Посвящается ПАМЯТИ академика Валерия Васильева-2л.ч1.


Основные направления модернизации институциональной экономической  структуры  Российской Федерации и Украины  при осуществлении пяти целей государственного строительства

(Мир после 2015 года – по итогам достижения

Целей Развития Тысячелетия)

 

«В продолжении многих поколений, пока не истощилась

наследованная от бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом ... Но когда унаследованная от бога доля ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии далее выносить свое богатство и утратили благопристойность...»

ПЛАТОН «Критий»

 

Международные эксперты уже сегодня беспокоятся о Плане индикативного социально-экономического развития мировой экономической системы после 2015 года. Именно, в этом году будут подведены первые серьезные итого выполнения большинства задач по принятой мировым сообществом на Форуме Тысячелетия (2000г., ООН) программе «Цели Развития Тысячелетия».

В частности, Алекс Эванс – специальный советник Хиллари Бенна (2003-2006), затем Государственный секретарь по международному развитию Великобритании, сотрудник секретариата Высокоуровневой группы ООН по Глобальным Изменениям и Устойчивому Развитию (активно работавший в ООН в 2011 г.), и Давид Стивен – политический аналитик, стратегический консультант и исследователь, вместе опубликовали статью «Подготовительная Работа для Рио-2012 (разработка этапов экономического, социального и экологического обновления)» [1].

Они ознакомили мировую научную общественность со своим видением будущего договорного процесса по обсуждению и принятию, фактически, Нового Индикативного Плана развития мировой экономики, но с учётом современной ситуации и опыта выполнения, согласованных 2000 Выдающихся Граждан Мира «Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ)» [2]:

Во-первых,  ими четко указаны какие цели и поставленные задачи будут достигнуты, какие могут быть достигнуты, а какие определённо не будут достигнуты. Также они объективно показали какие задачи были не определены (с последним согласны и украинские эксперты) (см.рис.1).

Во-вторых, они высказали обоснованную тревогу, что возможна ситуация, когда государства могут вообще отказаться согласовывать какие-либо цели. Поэтому уже говорят о целесообразности рассматривать пять Всемирных Целей Государственного Строительства: законодательная политика; безопасность, правосудие, экономические принципы, таможенные ограничения и услуги.


Рис.1.  Оценка возможного выполнения «Целей Развития Тысячелетия» государствами Мира к 2015г. Группой Экспертов Высокого Уровня ООН (все задачи по 8-ой цели считаются экспертами ООН неопределёнными, как и экспертами в Украине, которые их и не анализировали в докладе «Украина – 2010») [1].

 В-третьих, они подчеркнули, что активное обсуждение Всемирных Целей Государственного Строительства началось в 2011 г. и в июле Генеральный Секретарь ООН выпустил доклад, где подчеркивается, что ЦРТ будут релевантные и после 2015 г., а основные ценности Декларации Тысячелетия нужно укреплять,  расширяя проблематику (рассматривать экологическое устойчивое развитие, качество управления, мир и безопасность).

В-четвертых, они подчеркивают авангардную роль европейских правительств в продвижении и принятии новых соглашений, подчеркивая важность собственных национальных приоритетов стран и более повышенной ответственности за результаты, а также необходимость осуществления  более тесного сотрудничества.

В-пятых, ими обращено внимание, что сегодня к Большой Семерке (7 индустриально развитых государств) + 19 государств с менее развитой экономикой, которые уже обсуждают Новое Соглашение, присоединилось ещё 17 государств с менее развитой экономикой и 6 международных организаций.

В-шестых, они обратили внимание научной общественности на неожиданную конструктивность предложений Колумбийского и Гватемальского правительств, которые указывают на целесообразность принятия набора Жизненных Целей для бедных стран. К ним относятся: потребление пищи, энергии, воды, биологическая вариативность и другие экологические цели. Именно, Гватемальско-Колумбийское предложение подчеркнуло, что Новое Соглашение по Целям Государственного Строительства будет выполняться параллельно с Целями Развития Тысячелетия и отношения между этими документами будут гибкими.

И седьмое, Алекс Эванс и Давид Стивен обратили внимание на позицию Высокоуровневой Группы ООН по Глобальному и Устойчивому Развитию, поддержавшую Новое Соглашение по Целям Государственного Строительства и установившую основные принципы для новых целей:

- универсальность целей, а не только их разработка для развитых государств;

- всесторонний охват, отражающий экономические, социальные и экологические измерения жизнеспособного развития.



Рис.2. Динамика снижения численности населения по странам Мира, живущего менее чем на 1,25 доллара США в день [1].

 

Конечно, сегодня для Украины и Российской Федерации цель снижения бедности и ликвидация групп населения, живущих меньше чем на 1,25 доллара в день,  к 2015 г. выполнима [3], но возникает вопрос - за счет какой модели экономического развития это удастся достигнуть, как практически и все шесть других «определённых» целей?

Профессора Российской Академии государственной службы при Президенте РФ с большим уважением относятся к концепции индикативного планирования, как к одной из форм институционализма (разработки лауреатов Нобелевской премии голландца  Я.Тинбергена и шведа Г.Мюрдаля).  Её реализация во Франции с 1947 г. осуществлялась семью пятилетними планами (до 1980 г.). Она была реализована в Японии и в ещё 11 государствах Европы (Голландия, Норвегия, Швеция и др.). Национальное программирование и индикативное планирование экономики использовали в послевоенный период Греция, Португалия, Италия, Ирландия, Бельгия, Англия, Исландия, Испания. Возможно, Украине и Российской Федерации, есть смысл, вспомнить свой отечественный опыт планирования. Не всё же в этом опыте было «застойным», да и работающие в экономике многомерные социально-экономические модели появились в Восточной Европе (СССР) в 20-е годы ХХ столетия, а не в 50-е годы - как в США.

Очень правильно указывает  заслуженный экономист Российской Федерации, профессор, д.э.н. Валерий Иванович Кушлин, что «измеряя трансакционные издержки на рынке США, возникающие при движении товара (затраты на банковские и финансовые услуги, страхование, оптовую и розничную торговлю), Д.Норт и Д.Уоллес установили, что свыше 45% национального дохода этой страны приходится на трансакции, более того, эта доля за столетие выросла примерно на 20 процентных пунктов (с 25%).» [7, с.32].  Поэтому нельзя уже двигаться вперед методом проб и ошибок – необходимы расчёты и обоснования, а лучше всего и позитивный опыт.

И этот опыт мировая экономика нам продемонстрировала. Так специалисты Института Европы РАН выпустили под редакции академика РАН и АЭНиПД, профессора, д.э.н. Николая Петровича Шмелёва доклад «Германия 2011», в котором подчеркнуто, что «Вопреки прогнозам и ожиданиям экономика Германии в 2011 г. по-прежнему развивалась достаточно динамично. Прирост ВВП в годовом исчислении составил 3% (3,7% в 2010 г.), что существенно превысило аналогичный показатель в большинстве стран Еврозоны. Темпы роста промышленности составили 6%. Одновременно был зафиксирован рекордный уровень инфляции в 2,1%, обусловленный высокими мировыми ценами на энергоносители» [4].

 Руководство Германии прекрасно понимает, что в условиях формирования новой парадигмы развития необходимо обеспечить высокую занятость населения, которое должно активно и целенаправленно работать. Поэтому  была полностью использована негативная информация (мартовские аварии на «Фукусиме» в Японии в 2011 г.)  про сложности безопасного использования атомной энергетики и «под давление общественного мнения» (очень хорошая формулировка, главное – беспроигрышная) «приняло стратегическое решение отказаться от атомной энергетики, а в последующем и от ископаемых источников энергии. Его важнейшей частью стал план перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), который  должен быть реализован до 2050 г. Было решено немедленно вывести из эксплуатации 8 из 17 действующих АЭС. Оставшиеся 9 АЭС будут  остановлены поэтапно до 2023 г. (другими  словами, окончательный отказ от  атомной энергетики был сдвинут на целых 14 лет – с 2036 г. на  2022 г.)» [4].

         Решение настолько революционно для народно-хозяйственного комплекса, что даже информация о доле «возобновляемых источников электроэнергии в производстве электричества к 2020 г.», которую «планируется  увеличить с 17 до 35%.» - не так поражает, как то, что к «2050г. 80% энергии  страна должна будет получать из ВИЭ» [4].

        Очевидно, для этого потребуется структурная перестройка целых кластеров отраслей (масштабная и очень инновационноёмкая работа). Авторы доклада пишут, что для этого «потребуется создать новую инфраструктуру, включая строительство электростанций, дополнительных линий электропередач и энергохранилищ.  План также предусматривает проведение широкомасштабных мероприятий по повышению энергоэффективности народного хозяйства, включая санацию зданий и перевод транспорта, особенно городского, с горючего топлива на электричество» [4].  Но это только видимая часть перестроечного айсберга, т.к. «одновременно Германия сохраняет ранее принятые обязательства по сокращению к 2050 г. выбросов парниковых газов  на 80-95% (по сравнению с 1990 г.)» [4]. Некоторые специалисты не верят в возможность реализации этой программы, а мы надеемся на успех. И более того, уверены в том, что инициатива Германии, которая полностью вписывается в Новое Соглашение по Целям Государственного Строительства (обсуждаемое в ООН), будет подхвачена очень многими странами, иначе им не решить в комплексе поток возникающих проблем собственного национального развития [3, 5, 7].

         Очень надеемся, что среди этих государств будет Российская Федерация и Украина. Вероятно, руководство в странах Восточной Европы постарается максимально использовать монетарные схемы. С большим уважением профессора Российской Федерации отзываются о работах лауреата Нобелевской премии по экономике М.Фридмена, а также о неоклассических подходах к налоговой политике А.Лаффера и Дж.Гильдера[7]. И для этого есть достаточно веские основания, т.к. стабилизация денежного обращения создаёт благоприятную среду для роста трудовой активности всего занятого в народнохозяйственном комплексе населения. Также рекомендации в 70-х годах ХХ века, сделанные лично М.Фридменом, для правительственной программы США, заключались в четких и понятных на всех уровнях руководства мероприятиях. А именно: 1) отказаться от циклического регулирования  количества денег в обращении, обеспечив строжайший контроль со стороны центрального правительства за денежной массой, не допуская её роста более чем на 3-5% в год; 2) установить высокий банковский процент; 3) минимизировать рост заработной платы, не препятствуя даже её падению, для чего сохранить безработицу на достаточно высоком уровне; 4) сократить государственные расходы бюджета.

          А теперь скажите – какое государство в Европе и Америке не следует сегодня этим рекомендациям ? Поэтому эти положения будут актуальны и для наших переходных экономик, но только с существенным дополнением методами прямого государственного регулирования создания эффективных рыночных (вернее с оптимально распределённой ответственностью) структур. 

Нам придётся повышать трансакционные издержки (о чём говорит профессор В.И. Кушлин), возможно, не до 45% национального дохода, но хотя бы до 30-35%. Однако, это повышение трансакционных издержек должно осуществляться в конкурентной среде (хотя бы с элементами конкурентного взаимодействия как индикаторов народнохозяйственной эффективности) – в противном случае - эти нарождающиеся или возрождающиеся институты современной экономики превратятся в «черные дыры» национальной экономики, которые абсолютно не будут отвечать экономическим принципам Всемирных Целей Государственного Строительства (обсуждаемых  43-мя государствами ООН).  На них нельзя будет опереться ни в законодательной  политике, ни при решении вопросов безопасности и  правосудия,  ни при разработке таможенных ограничении и услуг, ни при дальнейшей работе по выполнение Целей Тысячелетия (2000, ООН).

Отметим, что на перспективах экономического роста Украины и Российской Федерации в ближайшие два десятилетия возможно негативно скажется динамика долгосрочных циклов.  А именно, переход преобладающего сейчас пятого Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну.  На это указывает, в частности, профессор Юрий Владимирович Яковец, ссылаясь на работы Н.Д.Кондратьева [5]. Он же отмечает, что «лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, возможно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса» [7].

Что можно противопоставить всем этим вызовам ?


(продолжение в следующем документе)


Источник: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Unz/2010_1/16.pdf
Категория: МАКРОЭКОНОМИКА/ ECONOMICS - лекции | Добавил: Vasiljev (2012-09-22) | Автор: Александр Валерьевич Васильев
Просмотров: 1082 | Теги: economic principles, Aims of Development of Millennium, justice, Dr Alexander Vasiljev-Muller, legislative policy safety, Цели Развития Тысячелетия | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Отдых в Карпатах


  • Copyright MyCorp © 2024