«ДОНЕЦКИЙ КРЯЖ» 22-26 СЕНТЯБРЯ 1995 г.
Валентин Карлович Мамутов,
академик НАН Украины
ДОНЕЦКИЙ МЕГАПОЛИС – СГУСТОК ЦИВИЛИЗАЦИИ. Что из этого можно извлечь ?
При взгляде на карту Украины, где обозначены все города, бросается в глаза плотный сгусток или тесное сплетение («связка») городских поселений на востоке страны. По существу, северная часть Донецкой и южная часть Луганской областей, тесно связанные между собой, представляют собой одни огромный город, привольно раскинувшийся на Донецком кряже и в окружающей его степи примерно на 250 км с запада на восток и на 200 км с юга на север. Такие сплетения городов называют мегалополисами или мегаполисами (от греческого megas — большой и polis — город).
В составе этого огромного сплетения, в свою очвредь, "выдедяются особо тесные сгустки — агломерации Донецко-Макеевскач, Горловско-Еиакиевская, Константиновско-Славянская, Коммунарско-Стахановская и другие. В Донецком мегаполисе около девяти десятков городов, в том числе один с населением более одного миллиона человек, несколько «полумиллионников» и еще более десятка городов с населением свыше 100 тыс, человек, официально признаваемых большими городами. В орбиту мегаполиса входят также около 250 поселков городского типа, В последние годы «пустоты» между городами довольно плотно заполнялись дачными поселками горожан. Всего в этом мегаполисе, если включать в его систему прилегающие сельскохозяйственные районы, насчитывается порядка восьми миллионов жителей, из которых примерно семь — городское население.
Донецкий мегаполис — крупнейший после Москвы на великой Восточно-Европейской равнине и один из крупнейших в Европе. Он немного уступает по числу жителей Рейнско-Рурскому мегаполису в Германии и сравним с Южно-Калифорнийским в США. Донецкий мегаполис - это, конечно, не только 8 млн. жителей. Это и огромный экономический потенциал, развитая дорожная сеть, четыре аэропорта, морской порт, масса учебных заведений, учреждений культуры, предприятий, фирм, корпораций и т. д. Это огромный научный, технический, гуманитарный, интеллектуальный потенциал.
Что же из сказанного следует? Следует очень многое, что в одной газетной статье не охватить. Можно лишь отметить, что осознание себя жителями огромного города, каковым фактически при современном развитии коммуникаций и дачных пригородов стал мегаполис, является очень важным компонентом менталитета людей, позволяет преодолеть синдром провинциальности, преклонения перед столицей, которым многие страдают.
Жизнь в мегаполисе дает доступ к овладению практически всеми специальностями. К работе во всех сферах жизнедеятельности общества, то есть создает благоприятные условия для всестороннего развития личности. Не случайно Донбасс нередко называли кузницей кадров — здесь действительно, есть условия, чтобы «ковать кадры» широкого диапазона;
Мы называем мегаполис Донецким, имея в виду, что он вырос на основе Донецкого угольного бассейна. Если же говорить о городах, выполняющих в нем функции системообразующих центров, то это миллионный Донецк и полумиллионный Луганск. При учете этого момента мегаполис можно назвать Донецко-Луганским или Луганско-Донецким,
До 1938 г. Донбасс был единой административно-территориальной единицей, но по каким-то субъективным причинам его разделили на две — Донецкую и Луганскую — области. Решению социально-экономических проблем это не помогло, но возникла проблема координации деятельности промышленности и строительства двух областей. Эта проблема была peшена в шестидесятых подах путем создания, совета народного хозяйства Донецкого экономического района, но после необоснованного восстановления отраслевой системы управления снова возникла и не решена до сегодняшнего дня. Правда, сохранились такие единые структуры, как Донбассэнерго, Донецкая железная дорога. Но и их все время пытаются расчленить без каких-либо экономических обоснований.
Между тем полезней было бы подумать, как в современных условиях обеспечить более тесную кооперацию, повседневное взаимодействие предприятий Донбасса безотносительно к введенному когда-то волевым порядком административному делению.
Одной из организационных форм обеспечения такого взаимодействия могло бы быть создание крупных межобластных производственных корпораций или финансово-промышленных групп (фактически эта идея развита в работе 2009 г., обосновывающей создание Международной Ассоциации промышленно-финансовых групп; см. Doc-431 www.cic-wsc.org ). Областные администрации, исполкомы горсоветов могли бы содействовать созданию такого рода структур и даже участвовать в них в той или иной форме.
Одновременно можно было бы образовать координационный финансово-промышленный совет. Разместить небольшой аппарат этого совета можно было бы где-нибудь вблизи границы двух областей (например, в районе Углегорска — Дебальцево), чтобы не задевать гордости ни того, ни другого областного руководства. Этому координационному совету совместно с другими региональными организациями, включая Донецкий научный центр НАН Украины, стоило бы подумать над основными общими проблемами мегаполиса, чтобы обеспечить радикальный системный подход к его развитию как целостного комплекса.
В частности, заслуживает изучения вопрос о перспективах развития мегаполиса и его роли в Украине и в развитии ее связей с близлежащими к восточной границе Украины регионами юга Российской Федерации.
Вариантов развития, естественно, может быть несколько. Один из них — формирование нового делового и административного центра мегаполиса где-то на стыке основных автомагистралей и линий железных дорог, формирование такого центра предполагает строительство крупного гостиничного комплекса, включающего мотели для отдыха проезжающих транзитом, также отели высокого класса, используемые для совещаний, конференций и т. п. Конечно, это должно быть место, подходящее и в природном отношении. Формирование такого центра перевело бы весь мегаполис на более высокий уровень, в новое качество.
Одновременно можно было б развить Бердянско-Мариупольскую рекреационную зону хотя бы до такого уровня, какой имеет Черноморское побережье Болгарии. В конце 50-х годов такой проект был. Но в Болгарии подобную идею реализовали, а у нас в результате упразднения Донецкого совнархоза не смогли.
И формирование нового центра, и формирование рекреационной зоны международного класса способствовали бы прогрессивному изменению структуры экономики, смещению акцентов на повышение удельного веса в жизни региона мирохозяйственного и транзитно-транспортного комплексов, деловой инфраструктуры, росту сферы обслуживания, что обеспечило бы занятость и доходы значительной части населения и росту поступлений в местные бюджеты. Принятие и реализация названных проектов сделали бы Донецкий мегаполис и Приазовскую курортную зону более конкурентоспособными во всех, отношениях по сравнению с другими регионами.
Проблемы развития морехозянственной сферы, курортной зоны связаны с сохранением и использованием естественных ресурсов Азовского моря. Сейчас промышленность региона «помогает» его уничтожать. Между тем его экономическая ценность при рациональном использовании превышает ценность загрязняющих его прибрежных заводов. Если произвести расчеты себестоимости продукции таких заводов с учетом того вреда, который они наносят морехозяйственному комплексу, то не исключено, что под сомнением окажется целесообразность дальнейшего функционирования некоторых из них. Между тем Азовское море — не меньшая ценность, чем угольные месторождения Донбасса. Надо только суметь его эффективно использовать.
Реализация изложенного варианта с созданием нового делового центра и развитием современной рекреационной зоны на побережье потребует, разумеется, определенных усилий и немалых средств для решения этих задач можно было бы создать два-три консорциума (например, «Мегаполис-Центр» и «Мегаполис-Азовье» и т. п.) с участием местных заинтересованных организаций, туристических фирм. Возможно, даже с привлечением организаций заинтересованных регионов России, Казахстана, Средней Азии. Новый центр можно соединить напрямую с побережьем в районе Седова, Новая автострада сократила бы дорогу к морю для тех, кто направляется туда с Луганщины.
При реализации изложенных предложений роль Донецкого мегаполиса как одного из центров экономического и политического притяжения могла бы возрасти.
Есть много и других вопросов, требующих изучении. И они могут быть правильно решены, если мы осознаем, что живем уже не в отдельных населенных пунктах, а в крупнейшем мегаполисе, наиболее распространенное название которого – Донбасс. И уясним в связи с этим единство перспективы всей этой новой социально-экономической системы. Этот факт надо разъяснять и иностранцам, приезжающим сюда для выяснения возможностей развития связей с Донбассом. Разъяснить, что Донбасс — это не просто регион, но и огромный город-мегаполис. Хорошо бы подкрепить данное положение соответствующими справочниками и фотоальбомами. А нам самим надо думать о том, как его развивать и благоустраивать именно в таком исторически сложившемся качестве. Чтобы помочь этому процессу, можно было бы приступит), к изданию журнала или приложения «Мегаполис Донбасс» к галете «Донецкий кряж».
Как уже говорилось выше, наш огромный город — известная «кузница кадров». Здесь сформировалось немало крупных хозяйственников, политических деятелей, ученых, передовиков труда многих отраслей народного хозяйстве. Донбасс славен именами многих деятелей искусства, литераторов. В то же время, в отличие от большинства других крупных центров, Донбасс — мегаполис трудовой, а не мещанский. Не случайно в последние годы он стал центром формирования ряда прогрессивных движений и партий. В нынешней тяжелой социально-экономической ситуации главная надежда на собственные силы, на то, что накопленный интеллектуальный потенциал, аккумулированный здесь передовой опыт позволят найти выход и исправить положение. Надо искать пути эффективного использования имеющихся природных и иных территориальных ресурсов, принимать такие организационно-хозяйственные меры, которые позволяли бы на деле решать допросы развития. Нужно выполнять рутинную напряженную работу, дающую реальный осязаемый положительный результат. Модные сейчас разговоры о реформах и их «углублении» такую работу не заменят.
---------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------
---------------------
1. Дикое поле - не терра-инкогнита - Украинские Страницы. Мамутов Валентин Карлович. Украинское Приморье
Появление в печати в 1994 г. этой статьи было для учёных Мариуполького сектора социально-экономических проблем портово-промышленных городов ИЭПИ НАН Украины настоящим СОБЫТИЕМ ! И от имени всех учёных Национальной Академии наук из Мариуполя мы просили тогда руководство Президиума НАН Украины перевести эту статью на европейские языки, чтобы она презентовала науку Донбасса перед научной общественностью университетов Европы. Без этой постановочной статьи не было б идеи создания Азовского Еврорегиона и не было б обоснований существования в Украине и Российской Федерации городов с 2700 летней историей - Мариуполя (древн. Кремнесъ) и Таганрога (Hupacke -Тана-Рога). Да и понимание значения личности Святого Игнатия, последнего 24 Митрополита Готии и Кафы, учёными НАН Украины в Приазовье осуществилось бы намного позднее ...
2. Власть не даётся - Главная Валентин МАМУТОВ: «Власть не даётся - власть берётся», PDF · Печать · E-mail ... Валентин Карлович, что необходимо органам местного самоуправления для того, ...
"Можно ли коротко сформулировать, что в целом мешает целенаправленному развитию территорий? - Мешает отсутствие общегосударственных стратегических (долгосрочных) планов социально-экономического развития. Конституция и Хозяйственный кодекс Украины дают основу для разработки таких планов, но на деле принимаются лишь многочисленные, не увязанные друг с другом и с реальными условиями отраслевые и региональные программы. При отсутствии общегосударственной программы они нередко в значительной степени, а то и полностью остаются лишь на бумаге. Кстати, на третий квартал этого года предусмотрена подготовка законопроекта о долгосрочном планировании, следовательно, надо добиваться, чтобы такой закон был принят и исполнялся. А пока можно принять как вариант решения проблемы опыт Донецкой области, у которой есть договор с Кабинетом Министров, позволяющий решать многие вопросы. Можно такие договоры заключать между городами и областными советами, которым неплохо было бы восстановить практику сравнительной оценки уровня социально-экономического развития городов, это позволило бы контролировать и стимулировать их работу. Для этой цели существуют методики, разработанные и коллективом нашего института. Одним словом, надо учитывать, что власть не дается, а берется. И власть эта в нынешних украинских реалиях должна принадлежать советам, и жителям, которые собираются идти голосовать за предлагаемых им кандидатов от различных партий и движений, надо только сделать правильный выбор."
Записал слова В.К.Мамутова Юрий САГАНЬ
Источник: http://ukrstor.com/ukrstor/mamutow_dikoepole.html |