Стратегия развития Донецкой области на период до 2020 года - Закон сохранения труда и закон неуничтожимости интеллектуально-духовного труда в экономике и истории - Статьи и научные публикации /articles & science - Publisher - Азовское Отделение Академии ЭНиПД /AES&E
"Azov Academy"Воскресенье, 2016-12-04, 3:53 AM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Publisher | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Международные научные конференции - Форумы [62]
Материалы ИНТЕРНЕТ конференций и Форумов с указанием участников, целей и новых идей, появившихся в результате их проведения
Программа "Красная книга культур Европы" [17]
Обоснование и основные итоги выполнения программы по греческому, армянскому и болгарскому этносам, а также по региональным культурам украинского народа
Проект "Новая Готия" [38]
Раскрываются истоки украинской государственности и глубоких историко-культурных связей украинцев с германскими народами, которые имели независимое государство на территории Украины до 1775 г.
Закон сохранения труда и закон неуничтожимости интеллектуально-духовного труда в экономике и истории [68]
Раскрываются особенности проявления закона сохранения труда в экономике государств Восточной Европы и индустриально-развитых стран, а также приводятся факты подтверждающие существование закона неуничтожимости интеллектуально-духовного труда в исторической ретроспективе и при анализе наиболее важных сфер человеческой деятельности
Премия"Голика-Гули-Каримова-Васильева"Кумпана; Медаль"Св.Игнатия,Митр.Готии и Кафы&qu... [12]
История становления "Премии Кумпана", её лауреаты, Положение о присуждении, НАЦЕЛЕННОСТЬ на общецивилизационные ценности; История учреждения Академической Международной Медали "Святого Игнатия, Митрополита Готии и Кафы", её лауреаты, кандидатуры выдающихся экономистов на присуждение Медали, одобренные Академиком, проф. Валерием Васильевым, Положение о присуждении и не публичный характер вручения, что необходимо при осуществлении реальной духовной поддержки
Поддержка интеллектуально-духовных Лидеров Мира, защита Прав Человека, работа с МБЦ- Кембридж и АБИ [39]
Создание номинации Интеллектуально-Духовные Лидеры Мира, первые её номинанты в 2004 году; защита Прав Человека в Украине; кандидатуры в справочные издания Международного Биографического Центра в Кембридже и в издания Американского Биографического Института

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Статьи и научные публикации /articles & science » Закон сохранения труда и закон неуничтожимости интеллектуально-духовного труда в экономике и истории

Стратегия развития Донецкой области на период до 2020 года

Стратегия развития Донецкой области на период до 2020 года (новая редакция 2016 г.), вероятно, один из немногих конкретных рабочих документов, рассчитанных, в частности, и на создание позитивного впечатления у иностранных инвесторов, в подготовке которого приняли участие Институт экономики промышленности НАН Украины и Институт экономики и прогнозирования НАН Украины. Учитывая неотложный характер данного программного документа, заслуживает уважение оперативная работа специалистов и стремление максимально объективно оценить складывающуюся обстановку, увидев перспективы решения социально-экономических проблем во время развития конфликтного взаимодействия на территории области.

Схема взята из оригинального проекта Стратегии развития Донецкой области на период до 2020 года

Документ составлен предельно компактно – характеристика области дана всего на 12 страницах, тенденции социально-экономического развития – на 5 стр., а на «Согласование стратегических/операционных целей Стратегии развития Донецкой области на период до 2020 года со стратегическими/операционными целями Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года» отведено всего 2 страницы, на которых разместили сводную таблицы.

Авторы объективно отразили своё видение тенденций социально-экономического развития области (второй раздел). Они правильно, по нашему мнению, показали неизменность (стабильность) структуры промышленного производства, которая  осталась неизменной в 2015 г. по сравнению с 2014 г. И вероятно, останется неизменной и в 2016 г. Конечно, металлургический комплекс имеет приоритетное значение, составляя 38,4 % в общей структуре промышленного производства и более, чем в два раза превышая долю добывающей промышленности и разработку карьеров (15,7%). Даже в своём урезанном виде (без неподконтрольных Украине территорий) Донецкая область имеет большой инновационный потенциал, т.к. 64,8% в структуре промышленного производства занимает обрабатывающая промышленность, что четко показано на 17 странице проекта Стратегии.

Снижение производства важнейших видов промышленной продукции, конечно, произошло (военные действия не могут не оказывать отрицательного влияния), но оно могло быть более значительное. Так, если производство химической продукции снизилось в 2,1 раза, а добыча рядового угля снизилась в 2 раза (составила 13,1 млн.т.), то выплавка чугуна уменьшилась только на 14,5% (составила 8,6 млн.т.), а  стали – на 17,9% (составило 8,0 млн.т.). а производство готовой металлопродукции – на 26,4%. И фактически незначительно снизилось производство электроэнергии – только на 4,6% (составило 21,7 млард. кВт часов в 2015 г.). Очень трудолюбивое и выдержанное население живёт на Донбассе, что не может не заинтересовать опытного международного инвестора, вынужденного иметь дело с нестабильными режимами в Африке и всевозможными политическими катаклизмами в Латинской Америке. Это реальное и достаточно серьёзное конкурентное преимущество, о котором гуманитарии Донецкой области должны правильно и профессионально проинформировать все международные предпринимательские структуры.

Выводы, сделанные нами из анализа падения промышленного производства, полностью подтверждаются и объёмами  падения сельскохозяйственного производства, которое снизилось в целом на 34,7%. Оно также могло быть значительно более серьёзное. И если валовой сбор зернобобовых культур сократился на 35,0%, то производство мяса только на 13,4%. И самое значимое – это то, что экспорт сельхозпродукции в 2015 г. составил 79,6% экспорта 2014 г. Налицо стремление руководства аграрного бизнеса области максимально сохранить своё положение на мировых рынках, несмотря даже на военный конфликт и экспортируемую нестабильность из неподконтрольных территорий.

Главное – вся основная информация приведена не в стоимостных, а в натуральных показателях, что исключает искажающий эффект инфляционных процессов при сравнении показателей. Мы наблюдаем стремление авторов получить, действительно, объективную картину, не вдаваясь в теоретизирования относительно кейнсианских и монетаристских методов государственного регулирования (теории подождут …, надо преодолеть понятными всем методами последствия военного противостояния, как это делали, кстати, в Японии во время четырехкратного подъёма цен на нефть в 70-е годы).

В целом область добилась положительного сальдо при осуществлении внешнеэкономической деятельности  - 167,3 млн. долларов США, хотя число стран, куда экспортировалась продукция, сократилось со 125 в 2014 г. до 100 в 2015 г., а чистая валютная выручка от экспорта черных металлов упала в 2,2 раза. Несмотря на военно-политическое противостояние, второе место в общем объёме экспорта (16,5%) занимает ещё Российская Федерация, хотя на первое место вышла Италия (21,9%), но, к сожалению, объём экспорта на Европейский рынок сократился на 37,1%, а объём капитальных инвестиций - на 58,9%, как и накопление прямых иностранных инвестиций - на 28,3%.

 Авторы Стратегии обратили особое внимание на развитие инфляционных процессов, которые, действительно, захлестнули Украину. Причём на Донбассе среднегодовой её уровень (46,1%) почти на 3 процентных пункта выше, чем во всей Украине (43,3%). Дорожает практически всё: фармацевтическая продукция в 1,6 раза; овощи и сахар в 1,6 раза; а с ростом тарифов работающее население превращают в прослойку безнадёжных должников – цена на газ выросла в 3,6 раза, электроэнергия – в 1,7 раза, отопление – в 2,7 раза, подача воды – в 1,7 раза, канализация - в  1,8 раза. И на этом фоне безработица выросла с 11,4% в 2014 г. до 14,2% в 2015 г. (по методологии МОТ), а в Украине этот показатель снизился (с 9,7% до 9,5%). Кстати, среднемесячная заработная плата в 2015 г. составила 4980 грн., что на 29,1% больше, чем в 2014 г. и Донбасс занимает второе место в Украине после Киева по этому показателю. Важно подчеркнуть, что численность населения с 2014 г. по 2015 г. сократилась в области на 78,7 тыс. чел., но за счёт миграции только на 19,9 тыс. чел., а за счёт «природного сокращения» на 58,8 тыс.чел.(!!!). Получается, что смертность более, чем в 2 раза превышает рождаемость. И этот показатель в области растёт. Вероятно, сказывается военно-политический конфликт, но мы все чувствуем проявление и других более глубоких тенденций и процессов.

Очень правильно сделали авторы Стратегии, что уделили большое внимание динамике изменения внутренне-перемещенных лиц, количество которых с 2014 г. по 2016 г. выросло с 298,7 тыс. чел до 655,9 тыс.чел. Они же показали масштаб различий между городами и районами в области по бюджетным затратам на 1 жителя для содержания учреждений охраны здоровья и содержания одного ученика в общеобразовательных школах. И это притом, что из 12 районов области – 10 являются дотационными (!).

Действительно, реорганизация давно назрела и то, что 214 местных советов в области (из 273) приняли участие в процессе децентрализации говорит о понимании необходимости выходить из организационного тупика на базовом уровне государственного управления. Гражданские слушания и процедуры объединения должны дать в результате 38  территориальных  объединений (громад) в области.    Кстати, в Стратегии отмечается, что в 2015 г получено окончательное решение по объединению для 10 громад. И в трёх из них в октябре уже прошли выборы.  Это - вероятно, единственно правильное решение проблем децентрализации государственного управления, которое можно реально осуществить сегодня в стране. Но только работу в этом направлении нельзя не то, что останавливать, а даже замедлять.

Последнее видно из описания в Стратегии экологических угроз, которые необходимо уже относить к слабым (очень слабым) сторонам современного положения в области, где за невыразительными на бумаге цифрами  сброса оборотных вод в объёме 843,4 млн. куб м., из которых 263,7 млн. куб м. считаются «загрязненными» (это 31% !!), для специалистов видны реальные зоны экологического бедствия. Заметим, что больше всего «загрязненных вод» даёт металлургический комплекс (76%), а на практике это уже сказывается на показателях рождаемости и смертности в Мариупольском регионе на протяжении 26 лет (резко проявился негатив, начиная с 1990 г.; 25 летняя закономерность для промышленно развитых регионов мира Медоуза).

Много проблем, даже очень много, которые все в комплексе можно учесть только в правильно выполненном SWOT-анализе.

Стремление его провести в масштабах Донецкой области заслуживает высокой оценки руководства, особенно в реальных условиях неопределённости развития военно-политической обстановки. Четкость постановки стратегических целей делает Стратегию понятной на всех уровнях государственного управления. А действительно, кто не поймёт четырёх направлений стратегического видения:

- экономическое развитие и повышение занятости населения; 

- повышение дееспособности местного самоуправления;

- человеческое развитие, предоставление качественных услуг и решение проблемы временно перемещенных лиц;

- создание безопасного общества ?!

Просто, ёмко и понятно.  Конечно, можно было бы поговорить о бесклассовом обществе, о социально ориентированной экономике по Людвигу Эрхарду, о группо - иерархической собственности и т.п. Но, вероятно, в условиях геополитического шабаша, устроенного группой зарвавшихся политических отморозков,  теоретико-методологические экскурсы в «маршрутной карте бизнеса Донбасса» будут несколько несвоевременны.

Достаточно подробно  определены оперативные цели и задания, которые с первых же пунктов достаточно четко описывают важнейшие направления развития инфраструктурного комплекса области. Так, с самого начала в пункте «1.1.Повышение эффективности использования критической инфраструктуры региона» обращено внимание на выполнение задания «1.1.4.Содействие развитию морского транспорта и морской инфраструктуры». А это прямое указание на  необходимость решения проблем всего морехозяйственного комплекса Приазовья с акцентом на порт первой категории в Мариуполе и на работающие в нём морские судовые компании. Вероятно, нам всем придётся вернуться к рекомендациям первого международного координационного совещания «Морехозяйственный комплекс и экосистема Азовского моря» (Мариуполь; НАМИТ, НАН Украины, ИЭСКИ, ПГТУ, 21.06.1995г.), на котором были рассмотрены  практически все основные проблемы спасения экологических систем Азовского моря, комплексного решения проблем морехозяйственного комплекса и будущее развитие предпринимательских структур с научным обеспечением в Украине. А в пункте «1.2.Создание благоприятной бизнес среды» ставится задание «1.2.2.Создание позитивного для инвестором имиджа региона, проведение ребрединга с целью усиления межрегиональных и международных связей и привлечения инвестиционных ресурсов.»  Практически все бизнес проекты, предлагаемые нами с 1994 г. по 2016 г., предусматривают создание позитивного имиджа региона, а их публикация на сайтах  http://azov-academy.ucoz.org ; G-Global ; www.cic-wsc.org  реально выполняет эту задачу.

Схема взята из оригинального проекта Стратегии развития Донецкой области на период до 2020 года

Вообще необходимо отметить, что все задачи сформулированы конкретно и предусматривают достижение понятных для любого жителя Донбасса результатов, а также для статистического мониторинга – оценивание будет вестись по основным индикаторам, используемым в статистической отчетности, при сравнительной оценке регионального развития и даже придуманы несколько новых (не достаточно обоснованных, по нашему мнению, но всё-таки созданных с целью получения возможности сравнительной оценки).

Понятен и четко прописан механизм и этапы обновления и реализации Стратегии. И в нём основную роль играет матрица SWOT-анализа. И это правильно, т.к. данная методика общепринята в большинстве развитых и развивающихся стран при оценке перспективности ведения того или иного предпринимательского проекта. Она проста и легко проверяема специалистами. А главное – показывает всем уровень понимание проблем разработчиками и уровень осознания реальных возможностей изменить положение к лучшему с опорой на творческий потенциал интеллигенции региона и формирующегося среднего класса. Только её применение может создать позитивный имидж, а может наоборот при поверхностном подходе сработать на демонстрацию непонимания многих моментов современного положения в регионе и даже скажется на формировании отрицательного отношения к возможностям региона, особенно, если будут очевидны грубые ошибки разработчиков (но это отдельная тема …).

Считаем важным подчеркнуть правильное определение субъектов реализации Стратегии, а именно: областная и районные администрации, органы местного самоуправления, министерства и государственные учреждения, проекты и программы международной технической помощи, частные инвесторы и предприятия, специализированные ассоциации и учреждения, университеты, институты, образовательные учреждения, агентство регионального развития. Не совсем понятно, что имеется под областными и районными заинтересованными сторонами, но, вероятно, они тоже существуют реально, а не будут «создаваться» в спешке под Стратегию.

Нас приятно порадовало стремление авторов Стратегии рассмотреть несколько сценариев Стратегии развития Донецкой области на период до 2020 года., которые предусматривают: базовый, оптимистичный и пессимистичный сценарии, что уже говорит о стремлении рассматривать многовариантность развития событий на Донбассе. Правда различия  в прогнозируемых показателях между сценариями  находятся в пределах статистической погрешности, но и это отчасти оправданно (но только отчасти).

Самым ценным в разработанной Стратегии, по-видимому, является согласованность стратегических/операционных целей Стратегии развития Донецкой области на период до 2020 года со стратегическими/операционными целями Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года. Это придаёт вес Стратегии и делает её серьезным документом, на который может постараться опереться иностранный инвестор, рассматривающий возможность инвестировать в развитие региона, т.к. есть реальное согласование с фундаментальной Государственной программой, в данном случае с Государственной стратегией регионального развития на период до 2020 года.

Схема взята из оригинального проекта Стратегии развития Донецкой области на период до 2020 года

Хорошим дополнением к документу является перечень действующих региональных программ в Донецкой области. Но этот перечень рассчитан больше на отечественного инвестора, показывая солидность подхода руководства ОДА к работе в регионе (17 программ). Зарубежный инвестор может сделать вывод, что и без него в регионе всё будет решено. Этот перечень надо было бы иначе подать, сделав его привлекательным для изучения с позиций выгодности вложения инвестиций в реализацию этих программ.

Примерно так, как это решено в информации о разрушенных и пострадавших объектах инфраструктуры Донецкой области по состоянию на 19.05.2016г. Из таблицы на 6 колонок сразу видно куда можно вложить средства, а если бы информацию дать ещё в районном разрезе и по городам, то эффект мог бы быть ещё более значимым.

В целом  разработаный  проект Стратегии производит впечатление солидно подготовленного документа для  отечественного и международного инвестиционного сообщества, показывающий возможности и перспективы вложения свободных средств в предпринимательские проекты в Донецкой области.

Директор Института экономико-социокультурных исследований, д.э.н., с.н.с.                                                                 А.В.Васильев



Источник: http://donoda.gov.ua/?lang=ru&sec=03.04&iface=Public&cmd=view&args=id:22709
Категория: Закон сохранения труда и закон неуничтожимости интеллектуально-духовного труда в экономике и истории | Добавил: Vasiljev (2016-07-18) | Автор: Александр Васильев
Просмотров: 82 | Теги: Стратегия развития Донецкой области, АО АЭНиПД, АТО, ИЭП НАН Украины, ИЭСКИ, SWOT-анализ, Александр Валерьевич Васильев | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Отдых в Карпатах


  • Copyright MyCorp © 2016