«Проблески» в Бахмуте/Артёмовске и в «Нашгороде» Б.Горбатова
Это очень симптоматичное явление для Восточной Европы, когда даже ученический журнал становится общественно-политическим явлением, а его издание превращается в событие и в 1916-1917 гг., и в 1990-1991 гг. для всего небольшого, но очень древнего казачьего уездного городка Бахмута (совр. Артёмовска). Особенно, когда профессиональные научные работники Татьяна Николаевна Беленко, Игорь Аркадьевич Корнацкий и Елена Николаевна Лядова постарались придать в 2013 году настоящий академический характер анализу творчества молодёжи и учителей Бахмута/Артёмовска, вводя их произведения в неуничтожимые временем библиотечные каталоги и указатели. Ведь пока работают Библиотеки, культура развивается и у Человечества есть Будущее.
На переломах эпох значение культуры неизмеримо возрастает и как индикатор прогресса выступает показатель вовлечения в творческое созидание всё более широкого круга личностей, которые стремятся оставить и оставляют свой след в культурном строительстве. Все события начала ХХ века сегодня переосмысляются, но понимание значения реализованных коренных преобразований в мировом сообществе с каждым десятилетием только укрепляется и конкретизируется во вновь прочитываемых и отчасти забытых страничках интеллектуально-духовных инициатив на просторах Восточной Европы. Вероятно, только в Бахмуте в 1916 году так серьезно отнеслись к самореализации учащихся, подчеркиваю – не студенчества, а учащихся гимназий и Реального Училища. В этом проявилась глубинная традиция, сложившаяся на исторически освоенных землях верховых казачьих городков предками бахмутцев, вобравших в себя многовековую мудрость, указывающую на необходимость ускорения процесса развития. Поэтому в бывшей столице Новой Сербии хорошо понимали, что человек только прикоснувшийся к знаниям уже начинает творить вечное. Поэтому и ученическому журналу в Бахмуте придали такой серьезный характер, издавая его не в рукописном виде, а в настоящей типографии И.Дерковского и даже установив цену в 40 копеек. Серьезность издания для учащегося подчеркивалась коммерческим характером выпуска, когда объявлялось о том, что журнал принимает объявления по 2 копейки за строку петитом перед текстом и по 1 копейке за строку после текста. Эти «мелочи» органично вводили корреспондентов журнала в интенсивно формировавшуюся рыночную среду, т.е. в среду с перераспределённой ответственностью, в которой необходимо стремиться к затребованности в обществе, к умению зарабатывать деньги. И последнему больше реально научали конкретные проекты, в которых принимал участие ученик, что прекрасно понимал преподаватель А.Л. Кобалевский, редактировавший «ПРОБЛЕСКИ» в 1916-1917 гг. И то, что объявлений было немного - не снижало, а наоборот повышало воздействие реальной экономики на понимание школьниками экономических закономерностей сложившихся в то время в Российской Империи. Было б странно и даже как непонятным, если бы стихи, проза и познавательная активность учеников, пусть и талантливых, имели бы повышенный спрос в обществе. Однако, воздействие возможности увековечить свои первые творческие шаги имело огромный воспитательный и стимулирующий эффект, особенно, на фоне наблюдавшихся перемен, когда преобразовывать и творить стремились все (!).
Этот всплеск созидательного творчества проявился в 1916-17 гг. даже в среде учащихся реального училища (!). Да и как проявился ! Шесть номеров ученического журнала «Проблески» привлекли тогда и привлекают сегодня всеобщее внимание.
Сколько прекрасных стихотворений было опубликовано в первом отделе «Беллетристика» учениками 6 кл., 7 кл. и 8 кл. 1-й и 2-й гимназий, 4-го, 5-го и 7-го кл. Реального Училища (!!):
- Финкель А. «Королева Луиза и Наполеон 1-й» (экспромт);
- Агранович Г. «Как зотеа б уйти я в тот сказочный мир …»;
- Виленкин А. «В вечер тёмный, мрачный» (этюд);
- Г.К. «К молчаливой скале, что над морем стоит …»;
- Финкель А. «Отчего так бледны розы …» (перевод из Генриха Гейне);
- Г.К. «Молчи, молчи ! Ведь люди не поймут …»;
- Финкель А. «Ночь тихо спит, холодный ветер воет …» (перевод из Я. Кагана);
- Гончарова З. «Осенняя тоска»;
- Кобеляцкий В. «Когда печаль на сердце ляжет»;
- Кривошей В. «Море в тихую погоду»;
- Кривошей В. «Бой»;
- М.А. Пародия на стихотворение А.Финкеля «Я тебя почитал, словно рыцарь…»;
- Кривошей В. «Буря»;
- М.З. «Осенняя тоска»;
- Максимаджиан Н. «Корыстолюбивый армянин»;
- О.М. «Осенью»;
- Финкель А. «Галилей перед судом инквизиции»;
- О.М. «Посвящается Л.С.»;
- Финкель А. «Небо бело …гонит ветер …»;
- О.М. «Сказки роз»;
- Финкель А. «Цветы осенние»;
- П.К. «Лес зимою»;
- Финкель А. «Я тебя почитал, словно рыцарь…»;
- Прохватилова М. «Царство природы»;
- Соснов В. «К великой войне»;
- Прохватилова М. «На уроке»;
- Т.Ш. «Солнце»;
- Финкель А. Перевод сонета Шекспира В. «Как солнце блестят возлюбленной глаза…»;
- Ковтуненко (Хохлушка) «В классе»;
- Финкель А. Перевод стихотворения Теодора Шторма «Город»;
- Шубина Р. «Настроение»;
- Шубина Р. «Разлад»;
- Dolorosus «Музыка» и др.
В этом же отделе можно прочитать и хорошие прозаические произведения:
45.А.Б. «О чём рассказывал старый дуб»;
46. Агранович Г. «Легенда о Елке»;
47. Бондаревский Ив. Перевод с немецкого «Проклятие певца»;
48. Бобров Ф. «Сон»;
49. Г.К. «Солнце взойдёт»;
50. Ковтуненко (Хохлушка) «Картинка старой усадьбы»;
51. П.К. «Недопетая песня» и др.
Интересно, что школьники по-настоящему путешествовали по своей «маленькой стране» (в то время, кроме всех государств СНГ, включавшей и Царство Польское и Грузию …), что редактор А.Л. Кобалевский отразил во втором отделе «Отчёты о событиях школьной жизни»:
65. Побегайло И. По местам «Слово о полку Игореви» (отчёт);
66. М.П. «Святые горы весной» (описание);
67. Милаенко «Поездка в Тифлис» (воспоминание);
68. Побегайло И. «Екатеринослав – Александровск» (Через пороги);
69. Экскурсант «Экскурсия в Екатеринослав» (отчёт).
Не обошли издатели вниманием и научные проблемы, постаравшись отдать должное и гуманитарным (в основном экономическим) и техническим вопросам в отделе «Наука»:
70. А.В. «Рабочий вопрос в Англии Х1Х-го века» (доклад в пяти номерах);
71. Г.Т. «Электрические предохранители, их устройство и назначение» (доклад).
В четвёртом отделе «Критика» будущий учёный-филолог и мастер поэтического перевода Александр Финкель опубликовал свои литературно-критические этюды о Сергее Городецком и Игоре Северянине, а В. Бондарев посвятил статью Р.Шубиной, которая опубликовала свою критику второго номера журнала «Проблески» и «Письма о литературе: чтение книг». В этом же отделе четыре страницы посвящены стенографическому отчёту заседания в ночь под Рождество 1916 года «На Парнасе».
Можно сожалеть, что отдел №5 «Спорт», заявленный в программе журнала, так на его страницах и не появился, как и отделы № 8 «Описание действительно бывших таинственных явлений» и № 9 «Переписка», но шестой отдел «Шарады и ребусы», а также седьмой – «Театр и музыка» были заполнены 16 публикациями. Молодёжь тогда интересовалась фортепианными произведениями С.В. Рахманинова и даже фортепианными произведениями в 4-ре руки (!). Интересно, найти сегодня среди педагогов, не говоря уже о школьниках и студентах, хотя бы одного любителя музыки, который сможет прочитать эти клавиры…
Заслуживает уважение стремление в 90-е годы возродить этот журнал уже, как учительско-ученический и отдать дань памяти 420-летию Бахмута в «Бахмутской легенде» Николая Буряка (1991), и вспомнить расстрелянную фашистами Ульяну Олейник в очерке «Мама» А. Шепитько (1991), и всенародно поклониться учителю Н.В. Винк в воспоминаниях «Ода учителю» Марка Габелева, и познакомить читателей с романом «Нашгород» Бориса Горбатова (1991) и со стихами и прозой, но уже умудрённых жизнью талантливых артёмовцев. А как же быть с молодежью ?
Неужели через 73 года с приходом информационных технологий вообще не просыпается желание у молодых творить на литературной ниве и удивлять ? А может быть, мы просто невнимательны и не замечаем, а вернее, не даём себе труда замечать и поощрять литературное творчество молодости ?
Очень хочется думать, что всё дело не в общей духовной деградации, о которой сегодня не говорит только ленивый, а в нашей загруженности мелкими проблемами «выживания» и, к сожалению, зачастую в формальном отношении к воспитанию нашего будущего, которое так пытаются затуманить, что у многих педагогов пропадает желание ради него работать. А без искреннего подвижничества и настоящего высокого служения работать в этой сфере никогда по-настоящему не удавалось …
И в 2013 г. Артёмовская городская первичная организация Национального союза краеведов Украины, Артёмовская городская центральная библиотечная система, учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательная школа №11 – многопрофильный лицей» Артёмовского городского совета выпустили систематический указатель содержания «ПРОБЛЕСКИ (1916-1917) ученический журнал, г. Бахмут - ПРОБЛЕСКИ (1990-1991) учительско-ученический журнал, г. Артёмовск», который составили И.А. Корнацкий и Е.Н. Лядова. Это издание в на 31 страничку, отпечатанное в Донецке в типографии «Норд Компьютер», заставляет нас другими глазами посмотреть на нашу повседневную преподавательскую работу через призму активности учащихся, которая проявляется сегодня преимущественно в социальных сетях, но не затрагивает тех глубинных пластов духовной культуры, которая созидалась в гимназиях и в реальных училищах в начале ХХ века, о чем свидетельствуют публикации в ПРОБЛЕСКАХ за 1916-17 гг.
Очень вовремя потрудились Игорь Аркадьевич и Елена Николаевна, а слова великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов честности …- вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться», приведенные во вступительной статье к библиографическому указателю народным депутатом Украины II-III созывов Владимиром Федоровичем Черепковым, свидетельствуют о понимании непрерывности культурных и образовательных традиций, которым мы должны следовать, если надеемся выйти из социально-экономической стагнации и преодолеть кризис.
Александр Васильев
Зам. председателя Азовского отделения Академии экономических
наук и предпринимательской деятельности, д.э.н., с.н.с.
26.04.2014 г.
Источник: http://www.cic-wsc.org |