Свободные экономические зоны (СЭЗ) - Реструктуризация в Автономной республике Крым /диссертация А.В.Неруша - Общественная аттестация докторов наук и Болонский процесс - интеграция в Европейский Союз - Интеграция в Европейский Союз /To European Union - Publisher - Азовское Отделение Академии ЭНиПД /AES&E
"Azov Academy"Пятница, 2016-12-09, 11:41 AM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Publisher | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Общественная аттестация докторов наук и Болонский процесс - интеграция в Европейский Союз [15]
Постановления, положения и результаты проведения общественной аттестации докторов наук с 1992-1995 гг., направленной на поддержку талантливых исследоватей, снижения административных препятствий и ускорение вхождения в профессиональную научную среду предпринимателей, инженеров, специалистов и магистров

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Интеграция в Европейский Союз /To European Union » Общественная аттестация докторов наук и Болонский процесс - интеграция в Европейский Союз

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - Реструктуризация в Автономной республике Крым /диссертация А.В.Неруша
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
      Актуальность и обоснование исследуемой проблемы
    Развитие международного разделения труда характеризуется глубокими структурными сдвигами, обусловленными современным этапом бурного научно-технического прогресса и ускоренными им интернационализацией производства и ростом всеобщей взаимозависимости важнейших проблем человечества. Вместе с тем усиливается регионализация внутренних и международных экономических отношений, которая отражает стремление стран, Их внутренних регионов приспособиться к новым условиям, преодолеть отставание, создавая, льготный режим внешнеэкономической и хозяйственной деятельности с учетом национальной и региональной специфики, природных и геополитических условий, наделенности производственными факторами и других возможностей. Тем самым такие регионы создают предпосылки для активного привлечения инвестиций, в том числе иностранных, новых технологий, современного управленческого и другого опыта, позволяют интенсифицировать и диверсифицировать экономическое развитие с ориентиром на внутренние и внешние рынки.
      Используемые в этих целях свободные экономические зоны (они так же известны как зоны свободного предпринимательства, свободной торговли, внешнеторговые зоны, экспортно-промышленные зоны, специальные экономические зоны) в последние десятилетия получили широкое распространение как в промыщленно развитых, так и в развивающихся странах, а затем - с известным опозданием - в бывших и нынешних социалистических странах.
      Именно этой теме были посвящены исследования, проводившиеся учеными Крыма и специалистами академических учереждений Крымской Академии Наук в 1995-1998 годах согласно представленной Концепции реформирования экономики Автономной Республики Крым, предложенной на обсуждение автором еще в 1994 году. Именно тогда пришли к заключению о необходимости совершенствования систем организации воспроизводственных процессов на региональном уровне.
     Свободнее зоны, предлагая широкий диапазон стимулов к эффективной предпринимательской деятельности, заронили зерно процветания в странах-организаторах. Своим превращением в центр экспортной промышленности Азия во многом обязана зонам экономической либерализации. Уменьшая таможенные пошлины и налоги до минимума, свободные порты Гонконг и Сингапур подняли уровень жизни своих граждан до самого высокого в Азии, уступая только Японии. В Корее, на Тайване и в Малайзии экспортно-производственные зоны — промышленные парки с особым статусом, предусматривающим освобождение от налогов и относительно свободные от бюрократической волокиты,— стали катализатором перехода от закрытой к открытой экономике. Сравнительно недавно лидерами в области создания экономически либерализованных зон стали Китайская Народная Республика, Маврикий, Индия и Доминиканская Республика.
    Такие условия, созданные в СЭЗ и искусственно стимулирующие определенный бизнес, дали во многих странах исключительный экономический эффект. На сегодняшний день в свободных зонах всего мира создано более 3 млн. рабочих мест. Более половины чистых поступлений иностранной валюты в таких странах, как Тайвань, приходится на долю фирм, расположенных в зонах. К тому же в настоящее время многие зоны играют центральную роль в освоении новых технологий зарубежным курсам менеджмента и инжиниринга. Руководствуясь мировым опытом, а также опытом создания и функционирования первой в Украине Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" Президиум Верховного Совета Крыма и Совет Министров в целях ускорения реформирования экономики АРК, а также в соответствии с концепцией Комплексной долгосрочной программы социально-экономического развития и структурной перестройке до 2010 года, приняли решение (№1237-1 от 20 июня 1997г. и №214 от 22 июня 1997г. соответственно) о разработке проекта реструктуризации республики (далее Программа).
      Утверждение Программы государственными органами управления АРК, намеченное на второй квартал 1998 года, позволит приступить к разработке технико-экономического обоснования проекта, основополагающей нормативно-правовой базы и внести его на рассмотрение Верховного Рады Украины.
       Правовым фундаментом «Крымского проекта» является Закон Украины от 1992 года «Об основах создания и функционирования свободных (специальных) экономических зон в Украине», пакетзаконодательных актов регулирующих создание и функционирование Северокрымской экспериментальной экономической зоны «Сиваш».
       Концепция «Крымского проекта» предусматривает создание в Автономной Республике Крым комплексной специальной экономической зоны, состоящей из пяти СЭЗ (включая действующую СЭЭЗ «Сиваш»), учитывающих макроэкономические и региональные особенности жизненноважных, бюджетообразующих, перспективных территорий и отраслей автономии. Такой принцип экономического зонирования как «адресное лечение», позволяет сконцентрировать имеющиеся на полуострове ресурсы, осуществить плановую интервенцию капитала в приоритетные производства, сохранить контроль «центра» в экономике республики и направить выполнение ранее принятых Указов президента и решений Правительства Украины в нужное русло (Указы по гг.Ялте, Евпатории, решение по г.Керчи).
      Реализация программы позволяет в течении расчетного срока (от 10 до 50 ист) последовательно, бесконфликтно и исходя из реальных ресурсных Возможностей автономии изменить структуру экономики республики, приведя ее в соответствие с современными национальными и международными требованиями.
      Проектом предлагается, что управление и государственное регулирование деятельностью комплексной СЭЗ, ориентированной преимущественно на инвесторов из стран СНГ, будет осуществляться Международным консорциумом, сформированным Кабинетом Министров Украины, капитал которой формируется по корпоративному принципу (выпуск в открытую продажу ценных бумаг).
     Опыт реализации проекта СЭЭЗ «Сиваш» и международная практика показывают, что предлагаемая правовая и управленческая архитектура программы «Крымский проект» является гибкой и перспективной для решения имеющихся в автономии политических, экономических и социальных проблем.
      Работы, начатые в Крыму по изучению возможностей реструктуризации экономики автономий и реорганизаций производственно-хозяйственной деятельности, используя метод отраслевого и территориального зонирования в с учетом современных мирохозяйственных процессов, вывели нас на необходимость решать экономические проблемы целостной хозяйственной системы Азово-Черноморских регионов Украины.
      Поэтому мы надеемся, что эта работа привлечет внимание специалистов народного хозяйства центрального и регионального уровня, стремящихся достойно выдержать международную конкуренцию.
 
    Теоретико-методологическая основа .диссертации
    Основой научного исследования являются труды классиков полйтзкономической школы (Ф.Конэ, А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Миль, и других), русской социально-экономической школы (М.Вольский, Ш.Гарнье, С.Витте, М, Туган-Барановский, М.Кондратьев, В.Немчинов), а также работы зарубежных экономистов (П.Самуэльсон, М.Портер, Жд.Кларк, И.Фишер, ДЖ.Кейес, А.Маршалл, Е.Жак"е и других) и социологов (А.Вебер, Ж.Тощенко, О.Синк, С.Ховорд и других), изучавших вопросы оценки результативности труда, конкурентноспособности продукции, сохранения и развития конкурентных преимуществ производственного сектора.
      Значительный научный и практический интерес по данной проблеме представляют наработки украинских ученых - академика НАН Украины Чумаченко Н.Г., профессора Емда Г.С, профессора Пилы В.И., профессора Стеченко Д.Н. и других.
       При выполнении исследований особое внимание было уделено обеспечению высокого уровня фондоотдачи, на основе концепции оценки объективно необходимых трудозатрат (Мариупольская экономическая школа, академика АЭН Украины, доктора коммерции, к.э.н. Васильева В.А. и его учеников), а также использовались работы отечественных специалистов в области международных экономических отношений (академиков АЭНПД России Кириченко В.Н. Щенаева В.Н., Долгорукова СП., Шмелева П.Л., и других), историко-иосферных концепций (основателя НАВ[ Украины Вернадского В.И., Гумилева Л.Н.) и макроэкономики (академиков НАН Украины Лукинова И.И., Алымова А.Н., проф. Кушлина В.И., проф. Лебедева В.Т., академика АЭН Шульги В.А., проф. Спицына Л.Т., проф. Пилы В.И. и других).
 
Цель и задачи исследования
       Целью исследования является разработка методических, организационных и технологических принципов (Программы) по проектированию и оценке экономической эффективности комплексной специальной экономической зоны "Крым".
       Цель диссертационного исследования обуславливает постановку и решение следующих задач:
      1 .Дать методологический анализ состояния и перспектив освоения ресурсного обеспечения республики (М.Портер, Дж.Форд, В.Терещенко, В.Васильев, В Леонтьев).
       2.Определить стратегию структурной перестройки экономики Крыма и пути ее интеграции в международное движение капитала.
       З.Оценить ресурсный потенциал АРК и определить тенденции структурных преобразований в преференциальном правовом поле.
       4. Исходя из современных геополитических и макроэкономических условий определить Новые регионы индустриально-сервисного развития (НРИСР) автономии.
      5.Выработать и обосновать механизм реструктуризации экономики Крыма, используя систему специальных (свободных) экономических зон.
      6. Разработать отраслевую и функциональную специализацию НРИСР и обосновать применение в них определенных инвестиционных программ.
      7-Разработать специальный преференциальный режим комплексной СЭЗ "Крым".
       8.На основе действующего и перспективного законодательства Украины запроектировать оптимальную и эффективную систему управления.
       9.Разработать алгоритм реализации Проекта и имитационную экономико-математическую модель оценки эффективности СЭЗ "Крым".
 
Предмет и объект исследования
      Предметом данного исследования являются теоретические и методические вопросы создания и функционирования сложных комплексных специальных экономических зон с использованием многоуровневых систем преференциальных режимов и управления. Объектом исследования являются административно-хозяйственные территории (районы) республики, региональная экономика Автономной Республики Крым и отраслевая экономика Украины.
 
Научная новизна работы:
     В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
     * на основе теоретико-методологического анализа воспроизводственных процессов в Крыму разработан качественно новый методологический подход к сохранению и развитию экономики полуострова, позволяющий сохранить и значительно повысить отдачу основных фондов промышленности и сферы услуг, предусматривая ориентацию на собственные силы за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности и участия в широкомасштабных организационных акциях регионального масштаба с учетом условий ужесточения международной конкуренции;
     * дан социально-экономический и социально-политический динамический анализ современного состояния и процессов в экономике автономии, который позволил определить наиболее конкурентоспособные отрасли, которые будут определять лицо Крыма в новом международном разделении труда;
     * сделан обоснованный вывод о целесообразности применения механизма специальных экономических зон к задачам структурной перестройки экономики Крыма;
     * доказана необходимость применения как к конкурентоспособным, так и к депрессивным отраслям и территориям специальных преференциальных режимов, в правовых оболочках СЭЗ, используя мировой и национальный опыт их создания и функционирования;
    * анализ и комплексное зонирование ресурсного потенциала Крыма послужило основой для определения новых территориально-производственных субрегионов - новых регионов индустриально-сервисного развития, которые положены в основу архитектуры комплексной специальной экономической зоны в Крыму; « определена отраслевая и функциональная специализация этих регионов и соответствующих инвестиционных проектов, исходя из общегосударственных и региональных задач, наличия в указанных регионах объективных и субъективных предпосылок для осуществления структурных реформ;
     * предложена оригинальная схема управления комплексной СЭЗ "Крым" и составляющими ее "субзонами", основанная на принципах высокой адаптивности и программно-целевого управления;
   *предложенная Программа основана на системе флексибильцого взаимодействия как с органами государственной впасти и управления, так и с субъектами предпринимательской деятельности, позволяющей адекватно реагировать на изменения в рыночной среде;
     • предложенные механизмы структурной перестройки экономики Крыма, имеют в числе своих главных целей способствовать либерализации внешнеэкономических связей региона;
    • доказана возможность даже в условиях социально-экономической нестабильности сохранить и повысить конкурентноспособность производств, свойственных АРК;
    • разработан и внедрен пакет законодательных документов, регламентирующих создание, управление и развитие инфраструктуры СЭЭЗ "Сиваш".
 
Индивидуальный вклад соискателя
    Права интеллектуальной собственности на технологию и методологию отраслевого и территориального зонирования и многоуровнего специального преференциального режима, представляющие собой "Ноу-хау", примененные в Программе "Реструктуризация экономики Автономной Республики Крым с учетом современных мирохозяйственных процессов путем комплексного отраслевого и территориального зонирования" закреплены Свидетельство о регистрации прав авторов Государственного агентства Украины по авторским и смежным правам ПА №.947 от ..5февраля 1998 года).
 
Апробация результатов исследований.
      Основными формами апробации научных результатов являются: отчеты по результатам выполнения договорных исследований перед Верховным Советом и Советом Министров Автономной Республики Крым, доклады на специализированных научно-практических конференциях (Ужгород 1996г., Будапешт 1996,1997гг., Харьков 1997г., Кременчуг 1997г., Симферополь 1998г. и др.), препринты и монографии в научных изданиях ВАК Украины, которые рецензировались НИИ Минэкономики Украины, отделами, секциями, и Учеными Советами украинского представительства Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России и Крымской Академии Наук, институтом экономико-социокультурных исследований ДФК и ДНЦ НАН Украины.
      Практическое использование результатов исследований было применено при создании и дальнейшем функционировании первой в Украине Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш" (Свидетельство о регистрации прав авторов Государственного агентства Украины по авторским и смежным правам ПА №153 от 6 июня 1996 года).
     Технология и методология многоуровнего территориального зонирования легли в основу Концепции создания комплексной специальной экономической зоны "Кременчуг" (Свидетельство о регистрации прав авторов Государственного агентства Украины по авторским и смежным правам ПА №520 от 12 мая 1997 года).
      Методические и аналитические результаты исследований, полученных по теме диссертации, были включены в научный отчет НИИ Минэкономики Украины (1997г.). Предложения и рекомендации, направленные в Кабинет Министров Украины и Министерство экономики Украины были использованы во время командировки правительственной делегации Украины в Китайскую Народную Республику (13-25 января 1998г) и доклада автором на встречах, посвященных изучения опыта создания и функционирования СЭЗ Китая.
      Постановлением Кабинета Министров Украины №132 от 9 февраля 1998 года "Об условиях создания специальных (свободных) экономических зон и внедрения специальных (функциональных) режимов инвестиционной деятельности в Донецкой области", соискатель включен в состав межведомственной рабочей группы по данному проекту.
    Изучение основных проблем реформирования отечественной экономики, перераспределения полномочий и ответственности от центра в регионы, с целью повышения их экономической самостоятельности, а следовательно и конкурентноспособности, показывает принципиально новые возможности использования выполненных в диссертации разработок для решения широкого комплекса региональных социально-экономических и экологических проблем. Это особенно важно для подъема экономики Крыма и всего Азово-Черноморского бассейна, который целесообразно осуществить с опорой на приморские города, учитывая мировую практику (С.В. Прусинов, А.В. Васильев, К.Х. Козмириди).
    Программа реструктуризации экономики Автономной Республики Крым разработана по руководством автора с учетом основных тенденций мирохозяйственного развития. Перспективы развития мировой экономики связаны прежде всего с такими процессами, как развитие научно-технического прогресса и наукоемких отраслей экономики, снижение удельного веса материального производства и возрастание доли сферы услуг, рост сбережений и стимулирование инвестиций. Эти факторы будут оказывать влияние и на развитие хозяйственного комплекса Крыма.
 
Публикакции
      Основные положения работы изложены в 20 научных работах общим объемом 47 печатных страниц, из которых автору принадлежит 38 печатных страниц.
 
Структура и объем работы
      Диссертация состоит из вступления, четырех разделов, приложения. Работа изложена на 120 страницах основного машинописного текста. Всего содержит 10 таблиц, 18 рисунков и схем, 9 графиков.
 
 


Источник: http://azov-academy.ucoz.org
Категория: Общественная аттестация докторов наук и Болонский процесс - интеграция в Европейский Союз | Добавил: Vasiljev (2010-03-29) | Автор: А.В.Неруш
Просмотров: 2035 | Теги: проф. Кушлин В.И., Dr Valery Vasiljev, A.V.Nerush, Alexander Vasiljev, Crymia, СЭЗ Сиваш, проф. Кириченко В.Н., Автономная Республика Крым | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Отдых в Карпатах


  • Copyright MyCorp © 2016