Методологические аспекты сохранения и развития конкурентоспособности морского транспорта/А.В.Штепа-Часть ІІІ - Общественная аттестация докторов наук и Болонский процесс - интеграция в Европейский Союз - Интеграция в Европейский Союз /To European Union - Publisher - Азовское Отделение Академии ЭНиПД /AES&E
"Azov Academy"Пятница, 2016-12-09, 5:49 AM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Publisher | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Общественная аттестация докторов наук и Болонский процесс - интеграция в Европейский Союз [15]
Постановления, положения и результаты проведения общественной аттестации докторов наук с 1992-1995 гг., направленной на поддержку талантливых исследоватей, снижения административных препятствий и ускорение вхождения в профессиональную научную среду предпринимателей, инженеров, специалистов и магистров

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Интеграция в Европейский Союз /To European Union » Общественная аттестация докторов наук и Болонский процесс - интеграция в Европейский Союз

Методологические аспекты сохранения и развития конкурентоспособности морского транспорта/А.В.Штепа-Часть ІІІ
4. АЗОВСКИЙ ЕВРОРЄГИОН - ПУТЬ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА ПОРТОВОГО ХОЗЯЙСТВА В ПРИАЗОВЬЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ  МАРИУПОЛЬСКОГО ПОРТА
 
        Политическое и экономическое обособление республик бывшего Союза привело практически к полному разрыву их хозяйственных связей. Это стало одной из причин спада производства, роста темпов инфляции, обострения социальных проблем. Осо­бенно остро такие последствия проявляются в индустриально развитых регионах, таких как Донбасс. Теряются традиционные рынки, что связано с дополнительными, порой значительными финансовыми и материальными вложениями, которые могли бы быть использованы на прочие цели. Поэтому на нынешнем этапе выхода самостоятельных государств из экономического кризиса, восстановление хозяйственных связей призвано
сыграть стабилизирующую роль. Они должны быть основаны на взаимовыгодной осно­ве с учетом тенденций мировой практики хозяйствования, а также исторически сложив­шихся особенностей существовавшего ранее единого экономического пространства, культурных и прочих связей. Все это наполняет правовые и экономические основы внешнеэкономической деятельности новым содержанием.
         Этот вопрос был в центре внимания и на научно-практической конференции "Со­циально-экономические проблемы портово-промышленных городов Приазовья" и "I Этапа Международного научно-координационного совещания "Морехозяйственный ком­плекс и экосистема Азовского моря", проведенные 21-23 июня 1995 г. в г. Мариуполе. Основным результатом проведенных мероприятий явилось единодушное одобрение научной общественности Украины и России идеи создания "Азовского Еврорегиона".
        Определение
       Азовский Еврорегион - часть территории Украины и России, на которой устанав­ливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок использования и применения законодательства Украины и России. 
       Предназначение
      Еврорегион предназначен для решения межрегиональных государственных эко­номических, социальных и экологических проблем на основе совместной деятельности приграничных и прибрежных областей и краев Украины и России, в рамках транспогра­ничного обьединения.
      Сущность Еврорегиона
      Сущность Еврорегиона может быть выражена в решении задач его пред­назначения, таких как:
    - сохранение единого экономического пространства;
    - геополитическая консолидация между приграничными регионами (областями) ук­раинского и русского государств;
   - взаимодействие с регионами и государствами не вошедшими в него;
   - создание и обеспечение функционирования социально-экономического механиз­ма, сочетающего индикативное межгосударственное регулирование внешнеэкономиче­ской деятельности приграничных регионов;
   - поддержание определенных видов экономической деятельности независимо от мест осуществления;
   - обеспечение тесных связей с местной экономикой.
 
4.1. Роль Еврорегиона в развитии экономического потенциала стран принятия.
 
       Роль Еврорегиона в развитии экономического потенциала страны проявляется в следующих областях ее применения:
       - децентрализация экономической системы распределения ресурсов;
      - ориентация выпускаемой продукции на рынок спроса;
      - большая независимость региональных органов управления и организаций от бю­рократических форм подхода к принятию решений по организации и ведению бизнеса;
      - постепенная ликвидация монополии внешней торговли посредством предостав­ления доступа к внешнеторговым операциям всех экономических организаций стран принятия;
       -усиление интеграции Украины и России в мировую экономику и международное разделение труда, улучшение совместимости экономики стран с мировой.
      - инструмент содействия региональному развитию;
      - привлечение прямых иностранных инвестиций.
     - регулировка эколого-экономических взаимоотношений в зонах влияния и тяготе­ния Еврорегиона;
    - организационно-политическое обеспечение успешного функционирования сво­бодных экономических зон, в частности,
   - создаваемых в Мариуполе СЭЗ;
  - создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субьектов хозяйствования и органов управления приграничных регионов;
  - содействие развитию сложившегося ранее разделения труда и формированию единого рыночного пространства;
    - разработка совместных мероприятий по преодолению и предупреждению распа­да межрегиональных экономических связей.
       Принципы нормативной базьі Еврорегиона:
    - гарантия свободы внутренних межрегиональных транзитных перевозок товаров и передвижения транспортных средств;
     - единство подходов к налогообложению товаров - независимо от места их производ­ства и реализации.
 
      Обретение независимости Украиной изменило геополитический характер ее об­ластей. По мнению В.К.Симоненко, с учетом специализации и структуры хозяйства, при­родных и трудовых ресурсов, экономико-географического расположения Украину можно подразделить на восемь экономических районов: Донецкий, Приднепровский, Харьков­ский, Подольский, Карпатский, Полесский, Причерноморский и Крымский.
       Структура экономики региона играет существенную роль в его развитии. Длитель­ное игнорирование региона как единого целого, отраслевой подход к управлению эко­номикой усилили неравномерность их развития и, самое главное, по существу разруши­ли их системность. Практически каждый из регионов имеет свои перекосы, которые ста­ли особенно ощутимыми после обретения независимости Украиной и осуществления экономических реформ.
      Экономика региона включает в себя исследования экономики промышленных уз­лов. Многолетняя практика доказала эффективность строительства новых, расширения и реконструкции действующих объединений и предприятий, объединенных в промыш­ленные узлы.
      Необходимо отметить, что при решении проблемы региональной экономической самостоятельности наблюдается экстремизм сторон, в особенности центральных орга­нов власти. Вместо анализа причин, которые принуждают или, точнее сказать, вызыва­ют у региона стремление к самостоятельности, ему прикрепляется ярлык "сепаратизма" и начинается борьба с этим явлением.
      А на самом деле происходит другое, в чем центру нежелательно признаваться, -неумение центра объективно решать возникающие проблемы, неэффективное управ­ление, несправедливое распределение ресурсов и т. д. И регионы пытаются противо­действовать непрофессиональному управлению.
 
4.2. Причины тяготения к регионализации территориального управления.
 
          Все центральные органы хозяйственного управления, и в первую очередь, мини­стерства финансов и экономики, продолжают решать проблемы регионов по остаточ­ному методу, то есть после решения центральных проблем. Регионы не имели и не имеют прав в решении своих финансовых вопросов.
          Все это происходит потому, что представители центральных властей не учитыва­ют мировых тенденций, которые произошли последние полвека и которые можно на­звать регионализацией управления. Основным содержанием этого направления госу­дарственного устройства является усиление роли регионов в управлении и достижении принципа "сильные регионы - сильная страна". Результатом этого достижения является усиление федерализации в административном устройстве государства.
        Украина в конечном счете должна прийти к федеральному устройству на основе автономии земель. В настоящее время и а ближайшей перспективе страна к этому про­сто не готова. Но для повышения эффективности государственного хозяйственного управления до перехода к федеративному управлению безотлагательно необходимо повышение прав и ответственности областей в хозяйственном управлении, их экономи­ческой самостоятельности.
         В связи с этим уместно привести определение регионализации по отношению к России. "Регионализация выступает ныне как определяющее направление развития реформ и стабилизации экономики. Под регионализацией мы понимаем формирование целостной экономики и системы управления РФ, где в экономических, хозяйственных, плановых и рыночных отношениях обеспечивается примат первичных субъектов (типа специализированного строительного объединения и др.) в социальных, структурно- Т воспроизводственных, инновационно-технологических, инвестиционных, экономических проблемах и процессах, а также в размещении производительных сил науки, научно-технологического потенциала".
       Следует учитывать одно немаловажное обстоятельство, которое можно назвать закономерностью, - с течением времени централизация имеет свойство усиливаться за счет ослабления децентрализации. Поэтому возникает необходимость периодически осуществлять шаги по усилению децентрализации.
         В ходе продвижения к рыночной экономике разрушение централизованных хозяй­ственных структур, ориентированных на сложившиеся за многие десятилетия разделе­ние труда, не было компенсировано созданием условий для межгосударственного со­трудничества, обеспеченного гарантией свободного предпринимательства, инициирова­нием трудовой активности, специальными мероприятиями по пространственной инте­грации экономики бывших республик. К последним относятся: создание механизма вер­тикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов уп­равления стран СНГ, содействие развитию сложившегося ранее разделения труда и формированию единого рыночного пространства, разработка совместных мероприятий по преодолению и предупреждению распада межрегиональных экономических связей.
        Существенное влияние на развитие социально-экономического сотрудничества областей и краев Донецкого и Северо-Кавказского регионов оказывает изменение об­щей геополитической ситуации. С этим связаны новые проблемы специализации произ­водства, структуры товарообмена, защиты местных рынков от денежной интервенции, маркетинговой диверсификации и т.д.
          В силу реальной неподготовленности к решению указанных проблем они тяжким грузом ложатся на экономику и социально-экономическую сферу приграничных территорий. Поэтому общими стратегическими целями современной политики этих террито­рий в экономической сфере могут быть рациональное использование экономических возможностей юга России и юго-востока Украины, эффектов межрегиональной агломе­рации, объективных преимуществ территориального разделения труда и кооперации.
          При этом наши государства не могут и не должны брать на себя прямой контроль за всеми аспектами регионального развития.
          Большая часть задач будет перемещаться на уровень регионов, а это потребует заметного расширения их компетенции. Ясно, что этот процесс не должен носить сти­хийный характер. Сотрудничеству наших территорий необходимо целеполагание, реа­лизуемое через создание социально-экономического механизма, сочетающего индика­тивное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности террито­рий, через - квотирование, лицензирование, уплату экспортных пошлин и т.д., и, их ре­гиональное самоуправление.
          В настоящее время в этой сфере нет никакого порядка. Отсутствуют специальные законодательные или нормативные акты, в которых были бы установлены единые пра­вила предоставления льгот и преимуществ отдельным регионам в области их внешне­экономической деятельности, нет взаимоувязанных программ развития экспортных возможностей областей и краев Украины и России, их интеграции в общенациональных программах развития.
         Необходимо сформировать на нормативной базе Еирореплона следующие прин­ципы:
        - гарантия свободы транзитных перевозок товаров и передвижения транспортных средств (подобного рода перевозки не должны облагаться внутренними пошлинами и задерживаться);
        - единство подходов к налогообложению товаров - независимо от места их произ­водства и реализации.
          Усилия государственных и региональных властных структур наших государств следует постепенно переносить в плоскость: координации политики экономических ре­форм; стимулирования создания транснациональных хозяйственных образований; осу­ществления инвестиционных .проектов, представляющих взаимный интерес; развития сетей информационных коммуникаций, транспорта; совместного развитая научных ис­следований; гармонизации социальной политики.
         Одним из главных вопросов здесь является приграничная торговля, правила, по которым она должна осуществляться. Между соседними областями должен быть упро­щенный таможенный механизм. Речь идет не об освобождении от таможенного досмот­ра , а о снятии тарифных ограничений. Этого можно достичь при единой таможенной территории. При этом импортные пошлины не должны распространяться на пригранич­ные и прибрежные территории.
         Из нетарифных ограничений. Квоты и лицензии должны включать в себя продук­цию, жизненно важную для государства. Целесообразно оговорить снятие лицензион­ных ограничений и квотиропания на отдельные виды товаров, в продвижении которых заинтересованы оба государства, прибрежные и приграничные территории. Это должно быть оговорено межправительственным соглашением о создании Еврорегиона, в раз­деле свободной торговли. Это будет стимулировать приграничную торговлю. Соглаше­ние может быть подписано не Президентами, а вице-премьерами, что ускорит его под­писание.
4.3. Межгосударственная интеграция.
 
        В настоящее время для Украины,-в том числе, для Донбасса, жизненно важно увеличение объемов экспорта и повышение его эффективности. При этом экспорт дол­жен приобрести гибкость, способную оперативно реагировать на изменения внешнеэко­номической конъюнктуры. Для достижения этой цели необходимо увеличивать число участников внешнеэкономической деятельности, сделать их состав более разнообраз­ным.
       Одобренная Кабинетом Министров Украины Программа государственной под­держки предпринимательства в Украине в части обеспечения их внешнеэкономической деятельности предусматривает:
       - создание механизма ограничений монополии государства в области внешнеэко­номической деятельности;
       - создание Национального центра поддержки внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий, сети региональных информационно-консалтинговых центров по вопросам развития внешнеэкономической деятельности;
       - подготовку и подписание межправительственных соглашений о сотрудничестве органов государственной поддержки предпринимательства, региональных и междуна­родных организаций, действующих а этой сфере;
       - уменьшение ставок таможенной пошлины на экспорт товаров и услуг собствен­ного производства и на импорт сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудо­вания для собственного производства для субъектов частного предпринимательства, участвующих в выполнении государственных программ.
        В ближайшем будущем как Украина, так и Россия вряд ли обретут полноправное членство в Европейском сообществе, несмотря на то, что Украина уже стала членом Европейского сообщества - признанного центра интеграционных процессов в Европе. Поэтому сегодня путем вхождения в формирующееся вокруг ЕС экономическое про­странство является развитие широкого надграничного и межрегионального сотрудниче­ства.
        Таким образом на повестке дня стоит вопрос создания Приазовского Еврорегиона в составе территорий Донецкой, Запорожской областей, республики Крым Украины, Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев России. Интеграционные процессы в этом регионе должны происходить в цивилизованной форме на всех уров­нях и между представителями региональных администраций и предпринимательских союзов, и директоров крупных госпредприятий.
       Практика внешнеэкономической деятельности показывает целесообразность на­правления действий правительственных органов Украины на поддержание выгодных торговых отношений по следующим направлениям:
        - государственные органы обеспечивают осуществление взаимных поставок стра­тегически важной продукции по узкой согласованной номенклатуре и по договорным ценам, в рамках контрактной системы стран Содружества, гарантирует ее закупку для государственных нужд, и реапизовывает в рамках специальных соглашений (возможно на базе сбалансированного клиринга или взаимного кредитования;
      - вся остальная взаимная торговля будет осуществляться централизованно, по свободным рыночным ценам и на базе прямых связей между предприятиями.
        Среднесрочную перспективу во многом будут определять характер и содержание торгово-экономических договоров и соглашений Украины с Россией. Они будут содержать определение экономических условий взаимных поставок. Их задача - создание благоприятного экономического климата и ориентиров для договорной компании между производителями и потребителями, для развития горизонтальных связей. Необходимо установить между Украиной и Россией режим наибольшего благоприятствования в тор­говле путем заключения соглашения о приграничных зонах свободной торговли. Тариф­ные и нетарифные методы регулирования внешней торговли предполагается привести в соответствие с положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
         В условиях развития рыночных реформ, реально вовлеченными во внешнеэконо­мическую деятельность оказались многие предприятия и различные организации, имеющие те или иные экономические связи с партнерами из стран, являющихся рес­публиками в составе бывшего СССР. Следует учитывать отличительные особенности отношений внешнеэкономических отношений предприятий Украины и Росси и с партне­рами в развитых капиталистических государствах и в государствах из бывшего СССР. В целях сбалансированности внешнеэкономических связей государства необходимо пе­ресмотреть структуру и функцию инструментов реализации его внешнеэкономической политики.
       В этой связи весьма важна проработка модели Еврорегиона, который смог бы стать:
      -инструментом сохранения единого экономического пространства;
      - фактором геополитической консолидации между приграничными регионами (об­ластями) украинского и русского государств;
      - инструментом взаимодействия с регионами и государствами не вошедшими в не­го.
      Предусматривается ввести беспошлинный или льготный таможенный режим об­мена товарами и услугами между областями Еврорегиона.
      Решение комплекса проблем перехода экономики к цивилизованному рынку в ко­роткие сроки и достаточно эффективно возможно лишь используя должным образом внешнеэкономические связи, активизируя участие страны в международном разделении труда.
      Добиться расширения экспорта возможно на путях не только совершенствования производства, но и коренного улучшения всего процесса организации внешнеэкономи­ческой деятельности хозяйственных субъектов.
      Необходима единая маркетинговая региональная программа. Необходимы условия, включения приграничных регионов в мирохозяйственные связи, таких условий пока нет. На уровне государства наблюдается довольно частое изменение порядка (правил) осуществления внешнеэкономической деятельности, час­тый пересмотр экспортных ставок и пошлин, а также импортных тарифов, сложность процедур оформления внешнеэкономических сделок.
       Действующее законодательство в целом ориентировано на внешнеэкономические связи с экономически развитыми государствами. В нем не учтены последствия распада СССР. Резкий разрыв хозяйственных связей между образовавшимися государствами привел к распаду производства и, главное, - потере рынка.
      Образовался специфический спектр проблем внешнеэкономической деятельности ранее внутренних, а в настоящее время, - пограничных областей. Искусственно создан­ные барьеры по ограничению исторически сложившихся хозяйственных связей, товар­ного обмена и финансовых операций между Донецкой областью Украины и Ростовской областью России обусловливают необходимость срочного принятия конкретных мер. К таковым можно отнести следующие. Прежде всего учитывая единую экономическую основу кризисных явлений, правительствам Украины и России целесообразно выра­ботать единую программу мер, выработку межправительственных соглашений (согла­шения) по восстановлению разрушенных хозяйственных связей на взаимовыгодной ос­нове, предусмотреть условия и механизм свободной торговли.
       Подобные правительственные соглашения дадут возможность занять регионам и городам достойное место в экономике, поскольку в них сконцентрирован основной про­мышленный потенциал, подавляющее количество субъектов внешнеэкономической деятельности. Регион, область, город может выступать координатором, своего рода га­рантом, развития необходимой сервисной инфраструктуры. Обладая информацией о состоянии развития промышленности, предпринимательства они могут выполнять ин­формационно-коммерческую функцию через специально созданные институты. Могут устанавливать с городами прочих государств экономические, культурные и прочие от­ношения, быть инициаторами образования и входить в межрегиональные ассоциации и корпорации.
       Сегодня следует отметить, что на юге Украины и в Крыму еще не в полную меру используется выгодное географическое положение. В частности, это касается связей через формирование субрегиональных транспограничных объединений.
       Развитие приграничной региональной кооперации, как одного из конкретных путей интеграции в общеевропейский процесс на макроуровне, предусматривает перераспре­деление власти между центром и административными территориями, что даст возмож­ность оперативнее реагировать на потребности рынка, в том числе, в рамках соответст­вующего транспограничного объединения.
     География внешнеторговых перевозок грузов, следующих через морские порты Украины и России практически охватывают все континенты. Наибольший грузообмен осуществляется с портами Средиземноморья, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Африки. В район тяготения внешнетор­говых грузопотоков морских портов Украины и России входят территории Молдовы, соб­ственно Украины, Беларуси, Северо-западные регионы России, Северный Кавказ.
       До сих пор не урегулированы вопросы, связанные с изменением статуса Азовско­го моря, которое теперь омывает берега Украины и России. Сегодня требуется приня­тие международно-правовых актов по регулированию судоходства, рыболовства, охра­ны природы, использования шельфа и т.п. Назрела также необходимость заключения соглашения с сопредельными странами по развитию приграничной и прибрежной тор­говли.
      Азовский Еврорегион даст возможность решения всех проблем морехо-зяйственного комплекса. Он призван сыграть ведущую роль в интеграции Украины и России через Азовский Еврорегион в мировую экономическую систему, т.к. наличие на­ционального флота, морских портов, переправ, судоремонтных заводов и всей берего­вой инфраструктуры, материально-технической базы морского транспорта позволяет экспортировать разнообразные виды продукции и оказывать сопутствующие услуги, по­лучать доходы в валюте, которые , в свою очередь способствуют увеличению импорта и развитию международной торговли.
       Азовский Еврорегион можно рассматривать как организационно-политическое обеспечение успешного функционирования свободных экономических зон, в частности, точечных локальных СЭЗ, создаваемых в соответствии с одним из последних Указов Президента Украины.
*               *               *  
           Начав с анализа причин снижения конкурентоспособности, через разработку методов оценки результативности и самофинансирования - вышли на концепцию создания Азовского Еврорегиона, как единственной альтернативы создания конкурентоспособной хозяйственной системы в этом всё усложняющемся Мире-экономики.


Источник: http://perso.orange.es/elg79/Obbama%20a%20new%20President%20USA.pdf
Категория: Общественная аттестация докторов наук и Болонский процесс - интеграция в Европейский Союз | Добавил: Vasiljev (2011-01-29) | Автор: Анатолий Васильевич Штепа
Просмотров: 690 | Теги: СЭЗ, A.V. Vasiljev, Academy ES&E, Азовский Еврорегион, А.В.Штепа, Mariupol Sea Port, Azov Euroregion, Dr Valery Vasiljev, A.V.Shtepa, V.N.Kirichenko | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Отдых в Карпатах


  • Copyright MyCorp © 2016