АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК И ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
На правах препринта доклада
ЛОГУА Рамаз Акакиевич
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ:ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ
(методология снижения социальной напряженности, учитывающая этносоциальные характеристики)
Специальность "Экономика предпринимательства"
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание почетного звания "доктора коммерции"
(в форме научного доклада)
Москва-Мариуполь 1996 Работа выполнена в Украинском Представительстве Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России Отделении мировой экономики и международных экономических отношений АЭНПД России и в " Институте экономико-социокультурных исследовании" НАН Украины
Официальные рецензенты:
КОРЧАГИН В.П. -доктор экономических наук, профессор, академик Академии социальных наук России
СИМЧЕРА В.М. -доктор экономических наук, профессор
СЕМЕНОВ Г.В. -доктор экономических наук, профессор
Научные консультанты:
Бусыгин.А.Е. -доктор экономических наук, профессор
Васильев А.В. -доктор экономических наук, академик АЭНПД России.
Обсуждение состоится в 14-00 часов на научном семинаре представительства в Украине Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России и Ученого Совета «Института экономико-социокультурных исследований» (ДФК и ДНЦ НАН Украины) по адресу: г. Мариуполь, пл.мичмана Павлова.10.
С диссертацией в форме научного доклада можно ознакомиться в библиотеке Мариупольского Отделения Института экономико-правовых исследовании НАН Украины.
Диссертация в форме научного доклада разослана
Ученый секретарь "Института экономико-социокультурных исследований», научный сотрудник М.Г. Тузовская
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Непрекращающиеся научные и политические дискуссии о перспективах экономической реформы в России, многообразие полярных оценок прошлого, настоящего и будущего ее экономики обусловливают необходимость комплексных исследований по фундаментальным основам рыночной экономики с трансформацией взглядов на нее с позиций особенностей нашего общества. Нет сомнения, что окончательный ответ еще не найден, и автор стремится внести свой вклад в его формирование. При этом следует учитывать ,что как и многое другое (включая взгляды на государственность, демократию, евразийский менталитет и т.п.), становление системы взглядов на природу рыночной экономики сообразно историческим особенностям состояния и динамики производительных сил происходит в нашей стране сложно, противоречиво, а порой и драматично. Перейдя от отрицания товарности и действия закона стоимости в социалистической экономике к формальному их признанию, авторитарно-бюрократическая система фактически не признавала рыночные отношения, детально регламентируя объемы производства и поставки произведенной продукции.
Однако такая система хозяйствования оказалась исторически несостоятельной, порождая глубокие, подчас неразрешимые противоречия между развитием производительных сил и производственных отношений, создавая заслоны на пути эффективности производства, не обеспечивая должный научно-технический прогресс, не проявляя способности преодоления товарного дефицита. Закономерной оказалась обреченность этой системы, что и проявилось в СССР в целом и России в частности на рубеже 80-90 г.г. XX столетия.
Но обреченность этой системы вызвана и непониманием управленческими структурами сложности складывающейся социодинамики между только формирующимися социальными группами и слоями, которые сегодня необходимо обязательно сохранить. В противном случае те беспрецедентные жертвы, на которые пошло наше общество, могут оказываться напрасными.
На данном этапе развития экономика России носит противоречивый характер: реформаторы 80-х годов не смогли избавиться от приверженности к социалистической идее, а реформаторы 90-х оказались в плену упрощенных представлений об адекватных современным производительным силам механизмах экономического стимулирования эффективного хозяйствования. В принципе верные направления реформирования (децентрализация, усиление мотивации к труду и др.) не были подкреплены реформами системообразующих институтов и прежде всего отношений собственности. Осознание необходимости построения системы хозяйствования на единой основе товарно-денежных отношений пришло позже. Временной фактор, запаздывание адекватных реформ, робость в их проведении сыграли дестабилизирующую роль, усилили общий кризис общества. Замедление, а затем и резкое падение производства, инфляция, безработица, катастрофическое падение уровня жизни, социальное расслоение стали спутниками половинчатого экономического реформирования, постепенно подводя общество к перемене взглядов на рыночную экономику. Лишь в последнее время все более упрочивается понимание рыночной системы как достижения мировой цивилизации, закономерного результата развития современных производительных сил. Формирование смешанной рыночной экономики, антимонополизм, поощрение институтов конкуренции и рыночного регулирования и др. стали практическими приоритетами. Правомерен вывод, что с выбором парадигмы рыночной экономики в контексте эволюции мирового хозяйства можно считать приближающимся к завершению этапа теоретического поиска стратегии экономического развития России.
Однако это вовсе не означает, что решены уже все проблемы. Экономическая наука стоит перед необходимостью осмысления вопросов становления многоукладности, преобразования отношений собственности, государственный тип которой складывался десятилетиями, коренного изменения мотивации к труду и экономической деятельности. Ориентация не на формальные признаки рыночной экономики, а на сущностные изменения основ экономической политики, а, следовательно, либерализации, приватизации, финансовой стабилизации и других процессов реформирования хозяйственной сферы побуждает к рассмотрению глубинных теоретических проблем экономической науки, в частности типологии экономических систем, механизмов перехода от одной экономической системы к другой, соотношения экономики и политики в конкретных условиях той или иной страны.
Сложность перехода к рыночным отношениям, необходимость нахождения оптимальных путей, способов перехода от хозяйственной системы, базирующейся на монополии государственной собственности и централизованного управления, к экономике, основу которой составляет многообразие форм собственности, внедрение рыночных регуляторов и форм хозяйствования - обуславливают актуальность научного осмысления основных проблем перехода экономики России в новое качественное состояние. Причем теоретическая разработка этих проблем единственно возможна в аспекте анализа и обобщения мирового опыта становления и развития экономических систем с господством рыночных отношений и недопустимости игнорирования особенностей отечественного опыта экономических преобразований.
Вопрос о том, как осуществлять реформы, стал не менее важным, чем вопрос их цели. Концепция автора базируется на том, что реформирование экономики - не самоцель, а путь создания адекватной отечественным условиям хозяйственной системы, обеспечивающей рост благосостояния народа и поддерживающей его социальное самочувствие.
Однако реально сложилась социально экономическая ситуация, когда в результате несистемного подхода, нецелостной экономической политики был утрачен контроль над основными параметрами функционирования общественного производства, началось разрушение научно-промышленного и трудового потенциала, усилилось технологическое отставание страны.
Неразработанность многих проблем теории все еще порождает опасность непоследовательности процессов реформирования, а следовательно, нарастания общественных противоречий, так как наряду с появлением элементов действительно рыночных отношений могут возникать и возникают псевдорыночные явления: разбазаривание государственной собственности, усиление структурных перекосов, отмывание теневого капитала, грабительские налоговые ставки, сдерживающие рост производства, неадекватность законов, нормативных актов рыночным реалиям, боязнь инвестирования капитала в экономику и др.
Большинство публикаций, посвященных анализу экономической ситуации в России, свойственна эта противоречивость, проявляющаяся в неопределенности, расплывчатости понимания таких наиболее часто употребляемых категорий, как рынок, собственность, демократия, свобода Предпринимательства и т.п. Это в свою очередь приводит к рыхлости общеметодологических, теоретических конструкций, к утверждению недостаточно обоснованных идей. Все это обусловлено и отсутствием работ на грани новых областей общественных наук, а также попыток введения в научный оборот огромных пластов этносоциальной информации, без которой поиск оптимальных путей реформирования невозможен.
Следовательно, актуальность проблемы перехода к рыночной экономике в постсоциалистическом обществе предопределяется не только потребностями теории, но и практическими задачами осуществления рыночных преобразований в стране как единственного способа преодоления кризиса и поступательного развития экономики. Противоречивость ее реформирования, сопровождающаяся остротой проблем в социальной сфере, побуждает к глубокому изучению механизмов саморегулирования экономики, взаимосвязи рыночных и внерыночных регуляторов, путей сбалансированного развития. В этой связи проведение комплексного исследования противоречий и тенденций формирования рыночной экономики России представляется актуальной в теоретическом и практическом отношении задачей.
Цель исследования состоит в разработке политико-экономических основ реформирования экономики России:
- обусловливающих ее социальную направленность при становлении основ рыночного типа;
- обеспечивающих объективность оценки трудозатрат представителей различных профессионально квалификационных групп:
- снижающих уровень конфликтности, особенно этносоциальной, и способствующих достижению солидарности общества в осмыслении целей развития и выборе адекватных складывающейся ситуации средств их осуществления.
К цели исследования относится и выявление закономерностей, объективных противоречий и тенденций переходного периода, обусловливающих специфику механизмов реформирования экономики с учетом особенностей достигнутого в стране уровня производительных сил и производственных отношений.
Реализация цели потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:
- обосновать необходимость разработки приемлемых для российского экономического пространства рыночно ориентированных экономических реформ с учетом его социокультурных особенностей, эволюции мирового хозяйства и опыта проведения рыночных реформ в зарубежных странах;
- обосновать необходимость разработки новой теории рыночного ценообразования для российского экономического пространства с учетом современной теории стоимости и предельной полезности;
- проанализировать состояние экономики и социальной сферы России на этапе преобразований и на основе социальных индикаторов выявить объективные противоречия и тенденции, условия проведения научно обоснованных реформ;
- на базе исследования реального состояния социально-экономического реформирования России выявить наиболее острые проблемы и пути преодоления последствий деформаций, возникших в процессе экономического реформирования страны;
- обосновать концепцию адаптационного механизма переходного периода как составной части политики регулирования экономических преобразований с учетом уровня производительных сил и производственных отношений:
-определить наиболее оптимальные пути снижения социальных конфликтов, имеющих этническую основу, опираясь на концепцию этно-социальной стратификации и прогнозирования.
Степень разработанности проблемы. Недостаточная разработанность теоретических и практических проблем реформирования социально-экономического устройства социалистического способа хозяйствования ярко дала себя знать во второй половине 80-х годов, когда начавшаяся перестройка оказалась практически лишенной научно-теоретического обоснования. Это стало одной из причин проведения непоследовательной и малоперспективной экономической политики. В итоге перестройка зашла в тупик.
В то же время практика экономических и политических преобразований в начале 90-х гг. вызвала подлинный всплеск научного интереса к вопросам социально-экономического реформирования, и в частности к проблеме рыночно ориентированных реформ.
Получают широкую известность в России и других странах СНГ работы, посвященные обобщению опыта экономического зарубежных стран с развитой рыночной структурой (США, Англии, Германии, Франции, Японии), практике реформирования в бывших социалистических странах (Венгрия, ГДР, Польша, Чехословакия),хозяйственные системы которых были построены в недалеком прошлом на тех же принципах, что и советская экономика.
Развертывающиеся в России социально-экономические реформы, их стратегия и тактика, достигнутые результаты и возникшие проблемы, варианты преобразований вызвали необходимость корректировки и разработки ряда совершенно новых, рыночно ориентированных стратегических, научно обоснованных программ выхода из сложившегося кризиса в постсоциалистическом экономическом пространстве.
В контексте нынешнего этапа реформирования экономики были разработаны "Программа антикризисного урегулирования" (Гражданский союз), "О неотложных антикризисных мерах в экономике России" (Институт экономики РАН), "Комплекс мер по стабилизации и выводу из кризиса экономики России" (Высший экономический совет при Президиуме Верховного Совета Российской Федерации), "Программа социальных и экономических реформ" Федерации независимых профсоюзов России, "Основные направления формирования экономической политики" (доклад для обсуждения экономического совещания научных и деловых кругов, ЦЭМИ), "Социально-экономические преобразования в России: современная ситуация и новые подходы" (совместный доклад РАН и международного фонда "Реформа"), материалы Института проблем рынка, Института народохозяйственного прогнозирования РАН, Мариупольского Отделения НАН Украины, "Института экономико-социокультурных исследований» (Донецкого фонда культуры и ДНЦ НАН Украины) и др. Их ценность состоит в попытке с альтернативных позиций рассмотреть причины и существо экономического кризиса в контексте состояния общества в целом, вычленить приоритеты и способы выхода из кризиса. Существенный вклад в разработку проблем реформирования экономики России внесли работы Л.И.Абалкина, А.Г.Аганбегяна, П.Г. Бунича, А.Е.Бусыгина, А.И.Бутенко, А.В.Васильева, Е .Т. Гайдара, Р.Н. Евстигнеева, В.В.Куликова, В.И.Кушлина, В.Н. Кириченко, В. Г. Лебедева, В.П. Корчагина, Л.В.Никифорова, А.Ф. Пенкина, Н.В. Раскова, В.Т. Рязанова, В.М. Симчеры, А.Д. Смирнова, А.В. Сидоровича, В.И. Тихонова, С.С. Шаталина, В.Н. Шенаева, Н.Г.Чумаченко, Г. А. Явлинского, Е.Г.Ясина, и многих других авторов.
Отличаясь достаточной фундаментальностью, их работы в целостном виде представляют концепцию рыночной экономики, но содержат немало противоречащих друг другу взглядов о ходе и механизме осуществления экономических преобразований в России, степени государственного воздействия на этот процесс и экономику в целом.
Одновременно с этим резко возрастает интерес к истории отечественной экономической мысли, в частности, к истории проведения экономических и социальных преобразований как в дооктябрьский, так и в послеоктябрьский периоды развития. Эта проблема активно разрабатывается в работах П.В.Волобуева, М.Е. Гефтера, Б.Г.Литвака, Е.Г.Плимака, В.И. Старцева, Н.Я.Эйдельмана и др.
Однако анализ литературы позволяет сделать вывод, что теория преобразовательных процессов в постсоциалистическом мире в законченном виде еще не разработана.
Предмет исследования - выявление тенденций и противоречий формирующейся социально ориентированной рыночной экономики в России в условиях становления новых форм хозяйствования.
Объектом исследования является экономика России с присущими ей особыми специфическими чертами производственных отношений в процессе их преобразования в направлении отношений рыночного типа.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют экономическая теория, прежде всего в лице таких ее представителей, как А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Б.Кларк, С.Милль, К.Маркс, Дж.Виксель, А.Маршалд, И.Фишер, Дж.М.Кейнс, Дж.Тойнби, М.Фридман, Л.Эрхард, ученых современного классического направления Д.Мейзельмана, К.Бруннера, А.Мельтцера, А.Шварца, и др., работы неоклассиков - представителей так называемой школы рациональных ожиданий, Д.Сакса, Л.Саммерса, М.Фельдстайна, Я.Корнаи, Т.Сарджента, Р.Лукаса и др., а также исследования ряда отечественных авторов. Главное, на что ориентируют в методологическом плане эти и другие работы, - это принципы и компоненты рыночной экономики, непременным атрибутом которой являются свободные товарно-денежные отношения, конкуренция и опирающиеся на общее равновесие механизмы саморегулирования.
Научная новизна исследования состоит в проведении комплексного анализа проблем формирования рыночной экономики России, определении общих закономерностей и противоречий, специфических особенностей ее развития в период становления рыночных отношений и перехода к новой системе хозяйствования. Обоснована и представлена концепция рыночного развития России, адаптированная по преимуществу к ее собственным источникам и ресурсам и исходящая из примата рынка рыночного производства над монетарной политикой и другими производными рынка.
Новые результаты исследования заключаются в следующем:
1. Определены главные ориентиры экономической политики России в условиях перехода к рынку, основным из которых автор считает сочетание прямого государственного регулирования экономики с использованием рыночных рычагов, стимулирующих экономическую активность, обеспечение примата восстановления и развития производства. Обоснована модель рыночной экономики, предполагающая сохранение и развитие в экономике различных форм собственности, конкуренцию между ними, обеспечивающая сбалансированность спроса и предложения, социально ориентированное регулирование цен, гарантии социальной защиты населения. Сделан вывод о неприемлемости на начальном этапе становления рынка монетаристской политики как доминирующей.
2. Обоснованы основные направления разработки приемлемой для российской модели рыночной экономики теории ценообразования, опирающейся на практику социально ориентированного регулирования цен с одновременным учетом факторов спроса и предложения, государственное регулирование цен на базовые ресурсы и продукцию сельского хозяйства; учет наличия крупных региональных рынков в условиях федеративного государства с разной степенью воздействия государства на процессы ценообразования; повышение стимулирующей роли государственного заказа на продукцию различных отраслей.
3. Выявлены основные этапы формирования рынка, различающиеся по удельным соотношениям форм собственности и их роли в экономическом развитии. 1985-1990 гг. - первый этап, характеризующийся преимущественным преобладанием государственной собственности; 1991-2000 гг. - второй этап, характеризующийся приблизительным равновесием государственной и иных форм собственности и их равной ролью в системе факторов экономического роста; 2001 и последующие годы - третий этап, для которого будет свойственно гармоничное сочетание государственной формы-собственности с частной в ее различных формах.
4. Охарактеризованы основные противоречия становления рыночной экономики в России как следствие ее национальных особенностей исторического, социокультурного и достигнутого уровня экономического развития: становления рыночной экономики предполагает прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре производства. В тоже время на первом этапе реформ экономика страны оказалась еще более "утяжеленной" огромным весом добывающих отраслей; желание скорейшего построения рыночных отношений приводило (и приводит) к появлению большого числа псевдорыночных инструментов; характерное для рыночной экономики стремление к прибыли в интересах самовозрастания капитала вытесняется потребительскими тенденциями.
5. Выявлены основные противоречия процессов проведения крупномасштабной приватизации как первого шага к рынку и в практической невозможности нормального развития приватизированных предприятий в условиях отсутствия рыночных механизмов, конкурентной среды и других компонентов рынка. Предложены пути разрешения этих противоречий посредством проведения поэтапной приватизации, развития многообразия форм собственности, приоритетным государственным регулированием рыночных отношений и процессов приватизации.
6. Обобщены принципы и формы формирования рыночной экономики в переходный период, в том числе опыт зарубежных стран, приемлемый для России с учетом ее специфики, предложена характеристика сформировавшихся рыночных структур .выявлены их противоречия в и предложены пути их преодоления. Раскрыты такие особенности рыночных структур, как высокий динамизм развития; сочетание подлинных рыночных механизмов с квазирыночными; высокая степень криминализации экономики; низкие стимулы к экономической эффективности деятельности.
7. В диссертации предложены конкретные механизмы государственного регулирования рыночной экономики в условиях переходного периода, обеспечивающие гарантии эффективности приватизации, структурной перестройки экономики, привлечения иностранных инвестиций в наукоемкие производства, конкуренции между различными формами собственности, равные экономические шансы для всех участников рыночного производства.
8. На основе сопоставления опыта реформирования экономики развитых стран мира и России делаются обобщенные выводы, на базе которых автор формулирует методологические основы, касающиеся специфики государственного регулирования рыночной экономики России, выделяются методы, формы и приоритетные сферы адаптационных процессов (социально ориентированная налоговая политика, регулирование цен на продукцию базовых отраслей , обеспечение полной занятости и социальной защиты населения). В диссертации на основе 14 основных индикаторов социальной напряженности проведена типологизация всех регионов - субъектов Российской Федерации, из которой логично сделать вывод о степени социальной ориентированности экономической политики применительно к различным территориям. Регулярный мониторинг и анализ индикаторов социальной напряженности, могут служить научным ориентиром проведения социально-экономической политики при переходе к рынку .практиковать этно-социальное прогнозирование результатов экономической политики в кратком и долгосрочном периодах. Все это позволяет преодолеть основное противоречие между быстро меняющимися условиями жизни и ригидным общественным сознанием путем согласования экономических, социальных и экологических условий жизни с потребностями этно-социалъных групп, изменениями потребительских идеалов и образа жизни.
9.Методологически обосновано применение разработанного инструментария для типологизации регионов, как в Российской Федерации, так и в СНГ, в которых существуют этнические общности с явно выраженным стремлением к созданию своей социально-территориальной организации, что позволяет при проявлении бифуркационных механизмов не нарушать законов дивергенции. Этно-социальное прогнозирование должно быть научным ориентиром для проведения социально-экономической политики на федеральном и региональном уровнях. По конкретным направлениям проблем формирования рыночной экономики в России автором делаются выводы, предложения и рекомендации.
Практическая значимость работы. Практическое значение выполненных исследований заключается в возможности использования полученных результатов в практике формирования прогрессивных рыночных структур доказательстве их преимуществ по сравнению со случайно навязанными, а также в использовании предложенных методов сравнительных расчетов эффективности формирования рыночных структур, превосходящих существующие в мире аналоги, как базы для разработки этно-социальных моделей, учитывающих закономерности социально-экономического развития в условиях геополитического противостояния. Положения и выводы диссертационного исследования имеют практическую направленность и могут быть использованы для вычленения узловых проблем при проведении экономических реформ, выработки стратегии, тактики и последовательности социально-экономических и структурных преобразований, для определения основных направлений и механизмов реформирования на макро- и микроуровне, укрепления системы социальной защиты населения. Результаты исследования могут найти применение в учебном процессе при изучении проблем реформирования российской экономики.
Реализация результатов исследования и их апробация. Результаты исследования и практические рекомендации автора включены в научные отчеты по темам НИР Государственных научно-теоретических и практических программ, подготовленных Центром проблем рыночной экономики Российской академии управления. Они были использованы также при разработке ряда учебно-методических пособий и подготовке курсов лекций, прочитанных в Российской академии управления.
По материалам исследования автором написаны и изданы 6 монографий (в т.ч. 4 авторские) объемом свыше 80 печатных листов, ряд статей. С сообщениями по отдельным результатам автор выступал на научных конференциях в Институте экономики РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, Российской академии управления.
Структура диссертации: Цели и задачи исследования определили следующую логику и структуру работы:
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА
I. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1. Единство и многообразие типов современной рыночной экономики
1.2. Особенности реформ экономики России на различных этапах
ГЛАВА П. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ
2.1. Противоречия преобразования отношений собственности
2.2. Пути и способы разрешения противоречий рыночной экономики
ГЛАВА Ш.РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Стратегия макроэкономического равновесия рыночной экономики 3.2. Курс финансовой сбалансированности
ГЛАВА IV. ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ РОССИИ В НОВОЕ КАЧЕСТВЕН НОЕ СОСТОЯНИЕ
4.1. Социокультурные основы специфики рынка в России
4.2. Преодоление инерционности государственной монополии в управлении экономикой
4.3. Структурная перестройка экономики
ГЛАВА V. АДАПТАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 5.1.Характеристика переходного периода к рыночной экономике
5.2.Основные направления государственного регулирования экономики в странах с развитой рыночной экономикой
5.3.Преодоление последствий экономических деформаций переходного периода в России
5.4.Социальные проблемы периода формирования рыночной экономики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Источник: http://iescr-catholic.ucoz.de/publ/logua_ramaz_akakievich_formuvannja_rinkovoji_ekonomiki_v_rosiji_protirichchja_i_tende |