"Azov Academy"Среда, 2024-04-24, 0:58 AM

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Publisher | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
МАКРОЭКОНОМИКА/ ECONOMICS - лекции [49]
Сокращенный курс макроэкономической теории с использованием фундаментальных работ Зиновия Григорьевича Ватаманюка, Виктора Дмитриевича Базилевича, Валерия Александровича Васильева, Кемпбелла Р. Макконелла и Стенли Л. Брю

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Информационное обеспечение дистанционного обучения » МАКРОЭКОНОМИКА/ ECONOMICS - лекции

Современная международнаяч экономика, основанная на Законе Сохранения Труда/Посвящается ПАМЯТИ академика Валерия Васильева-3л.
Лекция 3. Государственное регулирование экономики: роль повидовой концентрации производства в повышении конкурентоспособности
План
3.1. Необходимость государственного регулирования
в эпоху массового производства товаров и услуг.
3.2. Направления государственного регулирования.
3.3. Новые возможности в повышении эффективности производства
в рыночных условиях за счёт повидовой специализации.
 
      Как подчёркнуто в одном из лучших учёбников по государственному регулированию рыночной экономики - экономику как устойчиво воспроизводящий себя на расширенной основе макрообьект полезно представлять как единство производительных сил и общественно-производственных отношений, что выражает, соответственно, содержание и форму национальной экономики. При этом производительные силы страны выступают как совокупность рабочей силы, средств производства, научно-технического потенциала, технологических инноваций, предпринимательского ресурса и других факторов, определяющих уровень и возможности её социально-экономического развития (В.И.Кушлин, 2003-2008 гг.).
      С этих позиций становится очевидным, что фактически во всех государствах мира нет образцовой модели распределения ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Поэтому руководители различных уровней государств ООН, хотят они того или нет, но работают в смешанных экономиках, которые состоят из нескольких хозяйственных укладов (различающихся по типу собственности) и нескольких технологических укладов  (периодизация взята по длинным волнам конъюнктуры Н.Д.Кондратьева).
     Специалисты отмечают, что в национальных экономиках смешанного типа регулирование хозяйственного развития осуществляется с помощью трех основных механизмов - рыночной конкуренции, корпоративного управления и государственного регулирования (В.И.Кушлин, 2003-2008гг.). И очень правильно говорит французский экономист Жак Сапир, "экономические системы западных стран функционируют не в соответствии с логикой рынка, а как комбинации рынка, организации, сетей и администрирования, которые по-разному сочетаются в конкретных географических и исторических условиях" (Сапир Ж., 2001 г. цыт. по изд. В.И.Кушлина, 2008 г.).
       Мы живём сегодня в постиндустриальную эпоху, которая считается началась с середины 50-х годов ХХ века. Но по мнению специалистов мировая экономика прошла эпоху сбыта, которая началась с 30-х годов ХХ века; эпоху массового производства, характерным представителем которой был Генри Форд (с начала ХХ века), а также эпоху свободной конкуренции, элементы которой в недостаточно осознанном виде были присущи всему периоду становления капитализма (с 1668 г. по 1823 г.; от В. Петти до Д.Рикардо на основе понимания экономических процессов по А.Смиту).  Но в мировом сообществе работуют очень интересные механизмы. Их суть в том, что возникнув один раз (или проявив себя в какой-то период) новые явления и отношения не исчезают, а продолжают своё существование и развиваются дальше. Мы только акцентируем внимание на тех или иных новых для нас явлениях или закономерностях, а все, что ранее было создано трудом людей продолжает своё существование. И, конечно, самое сильное влияние на Мир, как и на все экономические отношения и технологические уклады, оказала и продолжает оказывать эпоха массового производства товаров, а сегодня уже преимущественно и услуг (акцент начинает сдвигаться на услуги из-за ограниченности ресурсной природной базы общества).
      Все от академиков до предпринимателей понимают, что развивать производство необходимо на базе науки и инноваций.Особую роль приобретают вопросы рационализации обмена, поэтому становятся востребованы все эффективные логистические модели (применявшиеся ещё логистами римских легионов). Но приведем сокращенный перечень методов государственное регулирование, которые включают в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую коңюнктуру:
     1) Финансовое регулирование - которое включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения. Другими словами – это регулирование государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. Оно включает в себя антиинфляционные стратегии, когда активно применяют  антиинфляционную тактику и банковское регулирование денежного обращения.
     2) Особое место, конечно, занимает регулирование ценообразования. Сегодня государство в большинстве стран государство выступает в лице самого крупного и закупщика продуктов, и заказчика на осуществление различного рода работ для общественно-государственных нужд. Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию и выполняемые виды работ. Государство также устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения. Именно, государство в интересах поддержания более или менее конкурентной среды и недопущения диктата производителей на рынке разрабатывает и добивается соблюдения антимонопольнного законодательства (борясь с несправедливыми ценами).
        3) Регулирование накопления капитала и его инвестирования, которое направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления, на проведение политики ускоренной амортизации, привлечение иностранного капитала и создание предпосылок для привлекательности сбережений. Мало того государство часто выступает как инвестор.
        4) Только государство берет на себя объективное регулирование трудовых отношений и социальное регулирование, особенно, доходов различных категорий населения.
        Но главную роль, как и столетия тому назад государство уделяет рационализации производства и экономии невозобновляемых ресурсов. Какие в Восточной Европе наработаны предложения по этому важнейшему направлению деятельности государственной администрации ?
        Обратим внимание на т.н. повидовую концентрацию и специализацию производство, что становится особенно актуальным при возрождении действия реальных рычагов распределённой ответственности (мы уже имеем свой класс собственников средств производства).
          Ещё в 1978 г. специалисты в СССР считали, что осуществить повидовую концентрацию производства с узкой специализацией можно при условии создания межзаводских централизованных технолого-конструкторских и планово-производственных подразделений, в обязанности которых войдёт документальная подготовка производства, определение оптимальных размеров специализации и объёмов кооперированных поставок. Так для всех предприятий, независимо от подотраслевой принадлежности, характерно наличие подъёмно-транспортного, кузнечно-прессового, металлорежущего и другого оборудования, поэтому повидовой концентрацией и технолого-конструкторско-планово-производственной централизацией должны быть охвачены все предприятия черной металлургии, расположенные в данном географическом районе независимо от их профиля (В.А.Васильев, 1976 г.).
      В первый период внедрения этой работы не все 100% производственных мощностей по производству запасных частей и сменного оборудования на металлургических предприятиях, по их мнению, должны переводиться на выпуск узкоспециализированных изделий, а только часть, что обеспечит планомерное, постепенное осуществление повидовой концентрации производства. Они обоснованно надеялись, что результатом повидовой концентрации должен стать интенсивный рост производительности труда. Основой повидовой концентрации производства запасных частей и сменного оборудования в условиях ремонтных служб металлургических заводов должна явиться централизация технолого-конструкторских и планово-производственных служб в межзаводском масштабе.
     Предлагали, чтобы организацию межзаводских централизованных технолого-конструкторских и планово-производственных служб провести за счёт лимитов по труду предприятий, охватываемых централизацией. В первый период считали, что централизацию необходимо осуществить путём выделения лимитов по труду в размере 0,5 – 1 % от численности трудящихся, занятых производством запасных частей и сменного оборудования. Наиболее целесообразно будет такая организация в виде кооперативног объединения, оставив все цехи по изготовлению запасных частей и сменного оборудования административно и хозрасчётно в составе металлургических предприятий, утвердив им положение о материальном стимулировании от выполнения своих хозрасчётных показателей при условии выполнения плана кооперированных поставок в рамках плана данного объединения.
      На Украине, по их мнению, целесообразно два кооперированных объединения:
     1. В г. Днепропетровске, объединяющим конструкторско-технологическую подготовку и планово-производственное руководство процессом изготовления запасных частей и сменного оборудования в ремонтных цехах следующих предприятий: металлургических заводов – Криворожского, «Запорожстали», имени Дзержинского, имени Петровского, имени Коминтерна; коксохимических заводов – Баглейского, Днепродзержинского, Днепропетровского, Криворожского, Запорожского, Фенольного; трубных заводов – Никольского, Новомосковского, имени К.Либкнехта, имени Ленина; метизных заводов – Днепропетровского, Запорожского и таких предприятий, как Одесский сталепрокатный завод; ЮГОК; СевГОК; НКГОК; Ингулецкий ГОК; Днепровский ГОК; ЦГОК; Запорожский ЖРК; Криворожский ЦРРЗ; Объединение «Кривбассрудоремонт».
    2. В г. Донецке, объединяющим конструкторско-технологическую подготовку и планово-производственное руководство процессом изготовления запасных частей и сменного оборудования в ремонтных цехах следующих предприятий: металлургических заводов имени Ильича, «Азовсталь», Коммунарского, Кадиевского, Макеевского, Енакиевского, Донецкого, Краматорского, Константиновского, Керчинского; коксохимических заводов – Авдеевского, Горловского, Енакиевского, Донецкого, Мариупольского, Макеевского, Ясиноватского, Коммунарского, Кадиевского; заводов – «Коксохимоборудование», «Коксохимдеталь»; Макеевского трубнолитейного завода; трубных заводов – Харцизского, Ворошиловоградского; Харцизского сталепроволочноканатного завода; Дружковского метизного завода, Камыш-Бурунского ГОКа; Объединения «Укрогнеупорнеруд».
        Достижение уровня производительности труда сопоставимого с лучшими показателями работы СНГ в ремонтных цехах по изготовлению запасных частей и сменного оборудования на предприятиях, обслуживаемых кооперативным объединением ( на уровне показателей работы ремонтной службы Магнитогорского металлургического комбината) обеспечит рост производства в Донецком регионе на 179 тыс.т. изделий, приведенных к механически обработанным деталям (в 1,8 раза выше существующего); в Днепропетровском регионе – на 168 тыс.т изделий, приведенных к механически обработанным деталям (в 1,6 раза выше существующего уровня).
 
       Как видите, мы сегодня имеем очень хорошую инновационную идею, которую целесообразно реализовать. 


Источник: http://www.cic-wsc.org
Категория: МАКРОЭКОНОМИКА/ ECONOMICS - лекции | Добавил: Vasiljev (2012-09-23) | Автор: Александр Валерьевич Васильев
Просмотров: 1094 | Теги: Dr Alexander Vasiljev-Muller, роль повидовой концентрации произво, Dr Valery Vasiljev, Кабінет Міністрів України, Щ.Я. Якименко | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Отдых в Карпатах


  • Copyright MyCorp © 2024