ВОСТОК-ЦЕНТР
В седьмом докладе "THE REGIONAL POLICY IN UKRAINE" (региональная политика в Украине.) рассматриваются проблемы регионального управления экономикой, современное состояние регионального управления, формирование региональной политики Украины, механизм реализации государственной региональной политики. Доклад в английском переводе занял 10 стр., а в украинском - 12 стр. … Не могу вспомнить, кроме отечественных экспериментов, ни одного исторического факта передела региональных границ во время кризиса. Да и наши историки единодушны в оценке региональных переделов Российской Империи в XY111 веке, считая его формой борьбы с более прогрессивным мелко фермерским укладом в Украине при насаждении общины. А с кем боремся мы ? С оставшимися "на плаву" предприятиями ?
Если бы в США. нашелся экономист, который предложил бы в 30-е годы изменить границы штатов, то не было б учебника, где бы не приводилась его фамилия, как великого шутника. Что-то перестаю понимать, а может быть эта идея предназначена специально для иностранцев ? Посмотрим и оценим их реакцию. Ведь дальше говорится, что "Разумеется, это только предварительные схемы. Вопрос этот очень важный. И решить его можно после проектирования и тщательного обсуждения". Как Вы думаете ? Но если отчаянному реформатору окажется ближе не последний абзац, а предыдущие варианты, что тогда? Кто будет нести моральную ответственность за его деяния?
ВОСТОК
В девятом докладе (академика Валерия Александровича Васильева) "AZOV EURO-REGION - AS A STEP IN THE REAL STRUCTURAL RECONSTRUCTION OF UKRAINE^S ECONOMY" (Азовский Еврорегион -шаг в реальной структурной перестройке экономики Украины) изложены основные принципы создания Азовского Еврорегиона в Приазовье. Доклад в английском переводе занял 1,2 стр., а на русском - 1,4 стр. Авторы стремились изложить свое видение спасения Азовского моря от экологической катастрофы, используя опыт Европейского Союза и сложившиеся за столетия хозяйственно-культурные связи в Приазовье. Правильно отмечается необходимость реального усложнения структуры управления, но нет графического и табличного материала, что снижает ценность сообщения.
ЗАПАД
В восьмом докладе (академика НАН Украины М.И. Долишного) "REGIONAL POLICY OF UKRAINE IN CONTEXT OF INTEGRATION INTO THE EUROPEAN UNION" (Региональная политика Украины в контексте интеграции в Европейский Союз.) освещены основные принципы и направления региональной политики ЕС, раскрывается суть современной региональной политики Украины. Доклад в английском переводе занял 7,2 стр., а в украинском - 10 стр. Приведена действительно интересная информация о формировании надгосударственной структуры "Европа регионов", в которой при принятии важных решений 183 региона второй ступени Европейского Союза будут иметь приоритеты перед существующими национальными государствами ("Europe of Regions" is an organising structure in which 183 regions of second level of the ED will have the priority over existing national countries in making important decisions." p.185). Дальше авторы обращают внимание, что "в таком федеральном образовании в соответствии с Маастрихтским договором на основе важнейшего принципа интеграционной деятельности - принципа субсидиарное дополнительные компетенции передаются с наднационального и особенно национального на региональный уровень." И это отвечает положениям Римского договора, где сказано о стремлении государств "объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие между отдельными территориями" (Vertrage zur Crundung der E.G. Brussel,1987.-p.217).
Приведены основные принципы региональной политики ЕС, а также отмечено, что "в 80-е годы была разработана единая классификация регионов стран - участниц, в соответствии с которой все их регионы подразделялись на три ступени в зависимости от административно-территориального деления. Основными объектами региональной политики есть регионы второй ступени (Бельгия -провинции, Великобритания -группы графств, Италия, Люксембург, Греция -регионы, Дания, Ирландия -группы амтеров, Испания - автономные общества, Нидерланды, Франция - провинции, Португалия - комиссии региональной координации, Германия - государственные округи)." Исключительно важным является указание авторов на финансирование из бюджета ЕС регионального развития (в заключении всего этого отчета мы поймем почему !), которое составило в 1996 г. 25 млрд. экю или 33,2 % бюджета ЕС (вторая по значимости статья !!).
Помощь осуществляется по шести направлениям. Первое направление -дотации регионам, которые находятся в депрессии с целью стимулировать их развитие, а также слаборазвитым регионам, которые требуют помощи Союза."Среди них Греция, Ирландия, восточные земли Германии,североза-пад Великобритании, Контабрия (Испания), Флеваленда (Нидерланды)." (р.186).
Вторым направлением региональной политики - модернизация структуры производства старо промышленных районов. "Для отбора районов, которые требуют помощи, учитываются такие показатели, как уровень безработицы, степень занятости в промышленности и др." (р.186).
Третье направление связано с необходимостью бороться с хронической безработицей и содействовать молодёжи (до 25 лет) в поисках работы (р. 186) .
Четвертое - с помощью помощи населению в адаптации к изменениям в развитии промышленности и систем производства.
Пятое - с ускорением перестройки регионов с преобладанием сельскохозяйственных структур в рамках реформы аграрной сферы, стимулирования развития сельских районов (для нас и это очень важно !!).
Шестое - связано с поддержкой мало заселенных районов Швеции и Финляндии (единственное, которое нас вроде бы не касается, если забыть о Чернобыльской зоне или ставить её в особое положение).
Интересный факт отмечается в работе, когда в регионах, которым должна быть оказана помощь, освобождаются на 10 лет все предприятия от налогов на промышленную и коммерческую собственность (в Великобритании) , на землю, им бесплатно подготавливают квалифицированные кадры (чем ни свободные экономические зоны ?). Помощь за региональными программами вообще дается (р.187) в качестве кредитов до 30 лет на коммерческой основе. "В большинстве стран ЕС финансирование мероприятий по региональной перестройке осуществляется через государственные бюджеты (Франция, Великобритания, Италия), а в некоторых государствах основная часть финансирования региональных проектов наряду с финансированием из государственного бюджета проводится также через бюджеты регионов (например в Германии)." (р.187).
В странах ЕС все чаще обращаются к практике создания научно-технических парков (например, Кембридж) , что авторы считают перспективным и мы с ними полностью согласны, т.к. в Великобритании, Германии и Франции реализованы проекты технополисов, как правило, по инициативе смеет (территориальных органов власти университетов).
Авторы не побоялись открыто сказать о недостатках, одним из которых является разрыв в доходах между отдельными областями Украины, достигающий 30-45% (а международный стандарт не должен превышать 20%).
Мы полностью согласны с выводом, что только сохранение кадрового потенциала сможет компенсировать сроки окупаемости инвестиций (р.191). Также вызывает уважение критика концентрации власти в центре, что вызывает в Украине к искажению инвестиционных процессов.
В целом эта работа должна найти высокую оценку со стороны специалистов.» (настоящий был академик ! ) …
Из 62 докладов в английском варианте издания материалов международной конференции 11 докладов представили ученые НАН Украины, 20 ученые Тернопольской Академии народного хозяйства, 13- коллеги из-за рубежа.
Перед нами, вероятно, одно из проявлений закономерностей развития в формировании интеллектуально-духовной сферы, когда старая технологическая база промышленности оказывает своё негативное влияние даже на научное обеспечение. Действительно, ЦЕНТР не может не считаться с промышленным ВОСТОКОМ Украины, который базируется на отсталых на международной арене технологиях, но который дает пока самые существенные поступления в валюте. Эти технологии не могут работать без очень пожилого, мягко говоря, кадрового обеспечения. А эти кадры просто не могут воспринимать молодежь с их новаторством и т.п., воспринимая привычные авторитеты скорее в человеческом плане, чем в научном. Но эти то привычные авторитеты создают такую научную продукцию сегодня, которая в лучшем случае не понимается коллегами в Европейском Союзе. Круг замыкается, показывая как старая технологическая база генерирует рождение "около производственных" идей или даже предложений на уровне хорошо известных в 70-е годы "рекомендаций партийных бюро", которые также устарели (если не больше), как и производственные фонды металлургии и угольной промышленности.
Источник: http://perso.orange.es/elg79/Obbama%20a%20new%20President%20USA.pdf |